Добавлю свое мнение.
Про официальную позиции науки о том, что змеи живут рефлекторно и не имеют даже зачатков высшей нервной деятельности читал, но собственный опыт говорит об обратном. Не так давно ко мне приехала взрослая самка большеглазого полоза, природник, выращенная с малька в террариуме. Провела в мешке в общей сложности чуть больше двух суток, подмерзла, т.к. перевозка осуществлялась зимой. При распаковке, в сварочных крагах по локоть и старой кожаной куртке, я был искусан везде, докуда змея могла дотянуться, с трудом мог удерживать ее в руках, боялся, что пытаясь вырваться, змея поломает себе позвоночник. После помещения в террариум, змея при приближении открывала пасть и громко, злобно шипела. И тут случилась неприятность, появились абсцессы на хвосте. Их нужно было вскрыть и ежедневно обрабатывать, ставить антибиотик, витамины. Я врач, правда не ветеринар, но решил делать все сам. Змею вдвоем хорошо зафиксировали, дренировали гнойники, поставили уколы, и с трудом вернули на место. Но! Лечение продолжалось две с лишним недели, и к концу первой недели змея начала свободно идти на руки, перестала шипеть, фиксировал ее я уже один, одной рукой, естественно, удержать ее так практически нереально, и фиксация была номинальной. При постановке иньекций змея вздрагивала, когда в тело вводилась игла, но не двигалась совсем. Будучи отпущенной заползала по руке на шею, и могла сидеть там часами, не делая попыток уйти. Что это? Зверя доставали из террариума по сути, чтобы причинить боль и очередной стресс. Или же змея понимала, что боль приходится терпеть, но после нее становится лучше? Сейчас змея полностью выздоровела, и это самый большой и самый ручной зверь в моей коллекции. До тех пор, пока террариум не откроет незнакомый человек.
Кроме этого примера есть обсолеты, абсолютно дикошарые по приезду, до такой степени, что было невозможно отмотать их с коряги, чтобы помыть террариум. Сейчас, когда я подхожу к стеклу, змея явно оживляется и начинает толкать носом дверцу. При открытии дверцы змея тут же переползает по руке на шею, и аналогичным образом готова сидеть там сколько угодно, и самая большая сложность снять ее и засунуть обратно в террариум. Змея мазохист, сидит на опасном теплокровном существе и не хочет уходить? Ей там не может быть комфортно? А на мой взгляд, вполне - термоковрик с температурой поверхности около 32 гр, самое то. Кстати, обсолеты спокойно берут мышей из рук без броска, плавно подносят голову, открывают пасть и неторопливо берут мышку. И тут же, обвившись на руке, спокойно ее доедают. Ни разу не срыгнув после этого и не проявив внешне какого-либо дискомфорта.
Есть змеи, в основном молочки, которые неприкрыто терпят прибывание в руках и через год жизни у меня пытаются сбежать из рук при первой возможности, так же, как и в первый день. У меня складывается ощущение, что чем крупнее и подвижнее полоз, тем больше в нем заметны индивидуальность характера и зачатки осмысленного поведения. ИМХО, конечно, может я все это придумал себе сам, но мне так приятнее. Но и факты ни куда не денешь, змеи однозначно привыкают к человеку и со временем перестают воспринимать его как угрозу, а возможно начинают воспринимать и в позитивном ключе - ведь появление запаха хозяина это либо приборка в террариуме - а нагадив, змея всегда уходит лежать в чистый угол, либо приятное тепло либо еда!