Змеи
Состав диеты обыкновенной анаконды в дикой природе
Состав Диеты анаконды в природе
За эти годы, собраны материалы по питанию 100 анаконд. Данные были собраны путем наблюдения за событиями, экскрементами, или содержанием желудка рептилий. Хотя многие из этих данных находятся все еще в процессе идентификации, некоторые частичные результаты даны ниже. До настоящего времени, 26 разновидностей добычи были идентифицированы. В большинстве случаев в желудке находился только один экземпляр, и в половине случаев это были птицы. Другая половина была равномерно распределена между большими млекопитающими и большими рептилиями. Есть только один отчет о содержании в желудке рыбы, и потребление этого пункта сомнительно из-за факта того что, змея фактически не глотала ее. Я полагаю, что рыбы слишком быстры для этого хищника сидеть и ждать, чтобы поймать в воде.
Новорожденные анаконды, кажется, питаются птицами начиная с раннего возраста. 10 ноября 1996 одна из анаконд родила в наружной клетке 30-числа того же месяца был найден детеныш анаконды который питался маленькими воробьями. Другая новорожденная особь охотилась на другие маленьких птиц. Судя по среде обитания, и времени их рождения, вероятно, что они также питаются новорожденными кайманами (приблизительно 40 - 50 g). Теоретически они также могли поймать амфибии, но новорождённые рождаются в конце влажного сезона, когда числа амфибий уменьшаются
Добыча маленькой анаконды в большой степени птицы, и в дальнейшем рептилии и млекопитающие, по мере роста змеи. Большие анаконды питаются почти исключительно большой добычей (млекопитающее и рептилии). Анаконды, кажется, авантюристические хищники, которые возьмут любую добычу, которую они могут убить и заглотить. В некоторых случаях они нападают на добычу значительно большого размера. В одном случае 22 декабря 1992, я нашел Оливию (имя данное змее) рядом с недавно убитым взрослым оленем с белым хвостом, которого она была очевидно неспособна проглотить из-за рогов оленя. Были видны отметки ее зубов на морде оленя полностью до рогов. Оленя в конечном итоге съели стервятники.
Местные жители рассказывали, что они видели, что анаконды ели животных, уже разлагались. Анаконда в состоянии переварить тухлое мясо. Когда анаконда глотает большую добычу, добыча начинает разлагаться изнутри прежде, чем пищеварительные ферменты змеи смогут достигнуть пищеварительного трактата и внутренних частей добычи. Таким образом анаконды, которые потребляют большую добычу, всегда имеют дело с некоторой степенью разложения плоти, которую они переваривают.. Желтые анаконды (Eunectes notaeus), как сообщали, питались падалью (Strussman 1997)
Хищная стратегия
Анаконды, кажется, в состоянии съесть множество разнообразной добычи, в зависимости от изобилия добычи в системе. Врожденное предпочтение добычи новорожденных змей может быть проверено, представляя хлопковую швабру, пропитанную с ароматом потенциальной добычи наивным животным, и регистрации числа щелканий языка,. Некоторые предварительные эксперименты выбора добычи проводились, используя различную потенциальную добычу: птица (птенец), млекопитающее (мышь лабораторная), рептилия (новорожденный кайман), рыбы (по размеру), и амфибия (морская жаба). Новорожденные анаконды показали высокий уровень ответа на все виды добычи кроме рыбы.
Большие змеи потенциально опасны для людей из-за их размера и силы. Однако, нет никаких зарегистрированных нападений зелеными анакондами (Eunectes murinus) на людей. Нехватка документации может произойти из-за низкой плотности народонаселения в областях, где анаконды распространены. Здесь я документирую хищные нападки зелеными анакондами на двух полевых помощников (Rivas 1998).
Первая попытка нападения самкой (Лина; 54 кг, полная длина на 5.04 м.), у которой была серьезная инфекция рта в то время, когда ее захватили и внедрил радиодатчик. Спустя два месяца после внедрения, мой помощник (женщина, 1.56 м. и 56 кг) следовал за сигналом передатчика с намерением оценить статус инфекции змеи. Змея была в мелком канале, приблизительно 80 см глубиной, который был частично покрыт водной растительностью на стадии становления. Не замеченная змея появилась из воды и нанесла удар, и захватила ее колено. К счастью, штаны порвались, и змея не смогла затянуть помощника в воду. Змея опять нанесла удар но быстрое отступление женщины привело к неудачному нападению.
Так же случай нападения был на другого помощника (мужчина, 1.74 м. 57 кг), в то время как мы искали змей в реке, покрытой водным гиацинтом (Eichhornia ssp.). Во время того, как мы шли мимо змеи, не замечая ее, змея следовала за моим помощником., поднимая себя на 25 см выше водной растительности. Случай был замечен и снимался на видео камере фотографом позади нас, который предупредил нас о змее. Мне удалось схватить змею за середину тела во время нападения на моего помощника, который в свою очередь отскочил назад. Благодаря этому попытка змеи была неудачной. (10). После ловли анаконды (Пенелопа), ее измерили- 445 см в длину и 39 кг веса.
Есть предположение что оба нападения змей на помощниках прежде всего свидетельство, того что змея добывала пропитание, когда она напала на исследователя: Во-первых, Лина не ела в течение этих двух месяцев, о чем свидетельствует передатчик, из-за инфекции в челюсти. Во-вторых, за восемь дней до инцидента змея щелкала языком при виде автора (мужчина, 1.77 см, 83 кг) в подобной ситуации, но потеряла интерес приблизительно после 5 минут (возможно оценка, что мужчина был больше размера ее добычи). Наконец, спустя четыре дня после инцидента автор видел Лину с надуваемым миделем, указывающим недавнюю еду. Нападение Лины вряд ли будет защитным. В опыте ловли сотен анаконд всех размеров автор решил, что больших людей вряд ли нападут.
Анаконды могут захватить добычу столь же большую как взрослые водосвинки (40-55 кг), взрослого белого оленя (55-70 кг), и взрослого каймана (35-55 кг); следовательно, добыча такая же тяжелая 55 кг (как масса первой цели) в пределах диапазона размеров добычи, что змея Лина могла взять. Таким образом, предполагается что этот случай хищное поведение.
Второй случай нападения был сделан большим животным, которое было довольно худым для ее размера (Глава 4). Учитывая время года (март) и худую (тонкую) змею, вероятно, что змея родила в прошлом году (ноябрь - декабря) и следовательно нуждалась в большем количестве еды что бы прийти в норму после родов (кладки). Она нужно было много еды, и нападения на большую добычу было оправдано. Отношение массы добычи/хищника этого случая (1.46), находится в пределах соотношений добычи/хищника, для других видов змей (Грин 1992).
Оба нападения были на людей, которые искали анаконд тех местах, где люди бывают не часто. Мы оставались в этих местах дольше, чем обычно делают местные жители, когда они бываю в этих областях, если они вообще бывают. Хотя анаконды не "людоеды" по своей природе, они - универсалы и поймают любую добычу, которую они могут захватить и проглотить, включая человека.
Размер еды
Маленькие анаконды едят главным образом птиц, в то время как большие животные переключаются на млекопитающих и рептилий, по мере роста. Большие анаконды, кажется, нападают на довольно опасную пищу и часто добыча ранет их. В нескольких случаях не практике анаконды были ранены или даже убиты их добычей. Первый случай 26 апреля 1992 самка анаконда (Сусана, полная длина на 455 см, 46 000 g), у которой был передатчик. Была обнаружена мертвой в середине водоема в 0600 h. 0800 h. Голова змеи отсутствовала, никаких других ран не было обнаружено после физической экспертизы и вскрытия трупа. На следующий день молодая водосвинка (Hydrochaeris hydrochaeris) приблизительно 2.5 кг была найдена в том же водоеме. Водосвинка была мертва приблизительно 24 часа, и были видны ясные царапины и отметины зубов анаконды в середине тела; также, спинной хребет был сломан на цервикальном уровне. Предполагается, что Сусана напала на него, и затем она подверглась нападению родственников добычи, которые убили ее укусом ее в шею. Пираньи и другие рыбы мусорщики, возможно, съели голову Сусаны. Водосвинки - стайные грызуны, зубы резца у них - бритва, острые и способные причинить смертельны раны. Нападения водосвинок на анаконд относительно распространены как свидетельствуют шрамы и раны на нескольких самках анаконд, которые уникально соответствовали размеру и форме зубов водосвинки (иллюстрация 3-11).
Был случай защитного нападения, хотя присутствие людей вероятно изменило результат. 24 января 1993, перебрался через реку, ища змей, и услышал визжание детеныша водосвинки. Поскольку автор стал источником шума, стадо водосвинок, на берегу реки убегали во всех направлениях; однако одна самка оставалась стоять и смотрела в кустарников на краю воды. Женщина смотрела на меня, поскольку я приблизился и смотрел снова вниз на кустарники. Она повторила движение несколько больше раз как расстояние между нами сокращенный. Когда я был очевидно слишком близко для нее, чтобы остаться там больше, она вскочила в воду и воссоединилась с остальной частью стада.
Я нашел змею (Самка, 504.7 см; 40.5 кг) когда та сжимала водосвинку (оцененная масса 15 кг). Ее не стали ловить, чтобы не прервать ее кормление, но идентифицировали ее местоположение, размер и отметили все шрамы, которые у нее шее. Другой случай нападения, который принес осложнения хищнику, был 4 февраля 1993, мне сообщили, что большая анаконда была при нападении на большую черепаху (Podocnemis Испания) . 16 февраля 1993 в том же самом районе была найдена большая змея (Фрэнсис, полная длина на 485 см; 61.3 кг) с разодранной кожей вокруг рта и на шее. После захвата змеи, кожа и плоть были порваны больше чем 20 см от рта до шеи (иллюстрация 12). 18 февраля 1993 Фрэнсис умер. Во вскрытии трупа я нашел эпидермальные щиты Podocnemis vogli, который соответствовал щитам раковины черепахи 20.3 см длиной. Черепаха была слишком большой для змеи, и это возможно было в неправильном положении, разрывая пищевод и кожу змеи. Это удивительно, тем не менее, что змея не остановилась, когда ее кожа сначала разорвалась. Третий случай был зарегистрирован 12 февраля 1997 в речном береге Caño Guaritico (7 45’ 48" и 69 02’ 57"). Самец анаконды (полная длина на 268 см и 10.7 кг) проглотил зубатку (Pseudopimelodus apurensis, полная длина на 29 см и 425 g). Эта рыба с характерно широкой головой, с длинными острыми спинными хребтами. Эти спинные хребты прокололи большое отверстие в пищеводе змеи, и внешнюю кожу. Рыба, все еще живая, кусала пищевод змеи и удерживалась внутри некоторыми из шипов, которые застряли в коже змеи . Я поймал змею, и извлек зубатку с очень небольшим усилием. Змея была поймана в клетку без обработки, пока раны полностью не зажили; два месяца спустя рана была полностью излечена, и змея даже съела игуану, которая была помещена в клетку. Анаконды, как сообщали, съели колючую зубатку в других окрестностях (Beebe 1946), но это определенно не частая добыча в Льяносе.
Чего стоит ужин?
У многих животных оказалось большое количество шрамов на коже, очевидно это результат нападений хищников или защитных действий добычи. У самок шрамы были гораздо чаще (35 из 38 животных) чем самцов (25 из 56 животных), и количество шрамов, найденных на самках, было больше чем найденные на самцах (иллюстрация 3-14). Это, кажется, коррелировано к размеру, которого те самки достигают (иллюстрация 3-15). У животных больших размеров шрамов больше, чем старше, тем больше шрамов и потому что они нападают на большую добычу. Меньшее число шрамов, имеют мужчины, - вследствие того, что они нападают на меньшую и менее опасную добычу. Альтернативное объяснение состоит в том, у самца перед более высокой смертностью чем самки, и они не живут долго достаточно, чтобы собрать большое количество шрамов в коже.
Анаконды сильно рискуют, питаясь крупной добычей или определенными видами, некоторые из них могут убить анаконду. Хищники должны избегать добычи, которая может ранить их, восстановления от нанесенных ран, может быть настолько дорогим, что выгода такой добычи теряется. Меньше известно и больбе рептилий с инфекциями от ран. Раны, которые анаконды получают и выздоравливают опаснее чем аналогичные раны для млекопитающих. То, почему анаконды нападают на добычу, которая, может причинить серьезные травмы им, вопрос остается открытым. Разве у них нет другой добычи? Изобилие водоплавающей птицы и других относительно "безопасной" птицы в Льяносе, кажется, не поддерживают эту гипотезу. Однако, птицы - довольно скудный вид добычи, так как у них есть ограничения веса. Кроме того, большой вес мог бы препятствовать тому, чтобы животные ловили другую более выгодную добычу. Следовательно, тестируемая гипотеза - то, что большие анаконды переключаются от птиц на млекопитающие и рептилии, потому что они охотятся на другие виды которые имеет больший вес и их поимка более выгодна несмотря на риск.
ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ СМЕРТНОСТИ
Другая причина смертности - случайное перегревание. Иногда животные сухой сезон пережидают в маленьких водоемах. В большинстве случаев они лежат под грязью и остаются там до дождливого сезона. Однако, если они встревожены или перемещаются в поисках более глубокого водоема есть шанс, что днем жаркое солнце и перегреет их прежде, чем они смогут найти воду (иллюстрация 16). В одном случае были найдены 34 анаконды в луже грязи, которое было приблизительно 20 на 10 метров. Это было последним влажным местом по соседству с животными.
Человеческое управление водой в саванне затрагивает водный уровень так что увеличивается количество воды в течение сухого сезона. Таким образом создается новая среда обитания, динамика изменения уровня виды меняется стремительно что отрицательно затрагивает анаконд. Когда вода пущена для орошения уровень воды в этих местах понижается на несколько футов в течение 24 или 48 часов. В плоском пейзаже Льяноса, водные ресурсы становятся голой землей. И анаконды находясь на мелкой стороне, за ночь оказываются на суше. Им приходится искать новую воду пока солнце не убило их. Смерть от перегревания - риск, что большинство животных в Льяносе страдает и в том числе анаконды, будучи безногим, и в зависимости от воды риск велик.
Глава из книги
THE LIFE HISTORY OF THE GREEN ANACONDA (EUNECTES MURINUS)
WITH EMPHASIS ON ITS REPRODUCTIVE BIOLOGY
Jesús Antonio Rivas December 1999.
Вольный перевод Lana специально для www.MyReptile.ru
Опубликовано: 17.12.2011, в разделе: Змеи