Спасибо, продолжу.
Теперь расскажу о реке. Аркадий как-то утверждал, что она маленькая. Может, он на Амазонке вырос, не знаю. Поскольку я вырос в Донецке, где самый крупный естественный водоем в ширину метров пять-шесть, то для меня эта река большая, местами даже очень. Вот вид с моста вниз по течению на день Конституции. Ух и плавсредств, там было в тот момент разнокалиберных и разнообразных! Будто не конституции день, а Нептуна. Только чудом никто ни в кого не врезался. А в кадр, к сожалению, попало только одно, зато парусное:
Но если от моста чуть отойти вверх по течению под стенами лавры, то картина становится совсем иной. Много старых серебристых ив, склонившихся над водой, а иногда и упавших в нее, разных водных и околоводных трав. Рыбы тоже много, хотя попробуй поймай! Об этом подробнее позже.
Еще выше начинается искусственная полоса препятствий в виде спиленных деревьев. Деревья, толстые старые ивы и осины не просто спилены, а надпилены поперечно на сегменты и сброшены вниз с верхней террасы над береговой дамбой, так что по пути развалились на произвольное количество фрагментов. Занимались этим баррикадированием, очевидно монахи, дабы на их любимые рыбные места никто из мирян не попал. Не знаю, правда, насколько такие действия согласуются с нормами христианской морали, особенно если кто-то свернет там шею. А свернуть вполне реально, я пока лез потянул поясницу и получил сильную судорогу в бедре. Однако долез. Места, конечно, там интересные, прямо под склоном горы, почти отвесно уходящим в воду:
Деревья на склоне том растут почти горизонтально. Лес там лиственный, дубовый в основном, но без многовековых гигантов, последние, наверное, на таком склоне не удерживаются. Но с рыбой даже там было туго. Иное дело - раки, прямо среди дня лазили в камнях у самого уреза воды, но я из-за боли в ноге и пояснице дотянуться до них так и не смог.
Теперь пойдем вниз по течению по противоположному, левому, берегу. Пройти там можно относительно беспрепятственно и очень далеко. А места более дикие. Тропинка тянется вдоль берега, наверное, до самого Пришиба, хоть скрыта под кронами деревьев, от чего ее со спутника не видно. Также есть сеть дорог, ведущих от берега селу Яровая, а также различных "анастомозов" между ними. Несмотря на такую развитую систему транспортных магистралей, самого транспорта на них не наблюдается. Очень-очень редко, обычно лишь на выходных ездят по ним, и то не по всем, машины палаточников, несколько чаще - мотоциклы и квадроциклы. Грузовик видел лишь однажды, и то в прошлом году. А так можно весь день на дороге сидеть и не то, что никто не проедет, даже пешком не пройдет. На одной такой дороге, довольно широкой и явно автомобильной я в прошлом году нашел семейку здоровенных подберезовиков, растущую прямо посередине нее, что о многом говорит. Так что, несмотря на все это антропогенное вмешательство, лес на самом деле достаточно дикий, там много интересных зверей, птиц и прочих животных. Например, в этот раз довелось вблизи увидеть горностая, который сам ко мне подошел, когда я сел передохнуть. Жаль сфоткать не успел - зверек очень быстро смекнул, что перед ним человек, а не просто предмет ландшафта и со всех ног дал деру. В прошлом году были там кабаны, судя по многочисленным рытвинам в земле (туристы даже были вынуждены тыны городить вокруг палаток своих). Но в этом следов их деятельности что-то не было. Зато очень много было следов деятельности бобров: и погрызов, и троп, и нор, и заваленных в воду деревьев. Но сами они среди дня не показывались. только одного видел, и то с моста прямо в городе. Там они не живут, а лишь перемещаются по тому отрезку реки. Еще были барсучьи городища и такие же по форме и размерам поселения, вероятно, каких-то грызунов, так как норы в них вели мелкие. Вот возле этих поселений мускусный дух стоял просто кошмарный. Мыши, кстати, там какие-то вальяжные и не особо шутсрые, позволяют себя разглядеть, прежде чем в норы юркнуть.
Еще змей видел целое кубло, грелись рано утром на солнышке. Только рассмотреть успел, как всегда, лишь хвосты, поэтому не скажу, что то за змеи были. Самое интересное, что гадины эти, когда я их потревожил, под прикрытием высокого лопушатника ломонулись прямо на меня. Оказалось, у них норы были чуть ли не под моими ногами, вот кони к норам и устремились. Скорее всего, гадюки Никольского то были, хотя тут Рома сказал, что такого вида на самом деле нет. Но для обыкновенного ужа как-то слишком странно они вели себе, да и место для своего "общежития" не совсем типичное для ужей - далеко от воды. А вообще, вот для Аркадия герпетологическая задача: специально для таких герпетологических чайников, как я, - составить определитель отечественных змей по хвостам.
Более, чем со змеями, повезло мне с насекомыми и пауками. Сфотографировал ктыря Laphria flava(вперве наблюдал), самку бембекса с добычей, здоровенного долометеса:
А еще более интересный сюрприз преподнесли мне моллюски, вернее, одна улитка-янтарка, зараженная гельминтом рода Leucochloridium:
Раньше я такое только по телевизору видал. А в живую понаблюдать было очень интересно, и даже несколько жутковато, кажется что гипнотизируют тебя.
Нельзя не упомянуть и птиц. Птиц там много, но большинство (иволгу, певчего дрозда и др.) только слышно, но не видно. Но и посмотреть есть на кого. Например, очень много черных коршунов, они, в основном, над рекой кружат:
И звуки издают своеобразные - эдакая смесь козьего меканья с лошадиным ржанием. Кстати, в Донецке коршунов нет. Нет в Донецке и аистов, а там - чуть ли не на каждом шагу.
Теперь о растительности. Как раз там такой лес, который должен быть везде, и которого на Херсонщине нету, судя по фоткам Романа и Аркадия:
Первый характерный признак этого леса - видовое разнообразие слагающих его пород. Там и два вида ольхи, и дуб, и липа (причем все это вековое или многовековое, в кадр не влазит), и лещина, и что-то похожее на робинию, но не она, и несколько видов, которые я вообще не знаю, и сравнить не с чем. А уж огромных осин и ив не счесть. Но, к сожалению, сосен и берез именно в том массиве нет, да и вековых дубов мало. Травяной покров также богат, особенно на полянах. Но травы почти все не донецкие. Например есть целые квадратные километры зарослей хвоща, причем другого вида, нежели тот, что рос в сосняке, без боковых веточек на побегах. Я его определил как хвощ зимующий (Equisetum hyemale). Меж хвоща ютится пустырник. На хорошо освещенных местах растет коровяк скипетровиный и энотера двулетняя, некоторые экземпляры обоих выше моего роста:
А в тенистых сырых местах - царство мхов, особенно на поваленных стволах. Мхи интересные, один из видов, предположительно какой-то плагиомниум два гола у меня прожил в различных условиях, в том числе и под водой, что для местных мхов - очень хороший результат. При этом он и красив очень, даже на на цветковое растения смахивает немного:
Еще одно важное замечание: днем в настоящем лесу всегда на несколько градусов холоднее, чем на открытом пространстве, а не наоборот. Вплоть до того, что приходится при входе в лес одевать шапку и ветровку, хотя перед этим шел по дороге в футболке.
Внутри леса имеются живописные протоки и заболоченные озера. Очевидно, это "пуповина", соединяющая реку с теми озерками, о которых я рассказал в прошлый раз:
Некоторые из покрытых ряской водоемов с торчащими из вздутыми у основания из-за регулярного обрастания корнями во время половодья стволами деревьев сильно мне напомнили кипарисовые болота Флориды. А с другой стороны - река. Врядли я слишком совру если скажу, что берега Северского Донца в тех местах мало изменились за последние тысячелетия. Разве что чуть более расчищены естественные пляжи, пророптаны тропинки да висят кое-где на деревьях нечасто используемые тарзанки. Ну и мусор,
конечно, вносит свою лепту, хотя надо признаться, что по сравнению с Донецком его там практически нет. Разве что течение упаковку от пива принесет или недобросовестный рыболов забудет на берегу пакет от прикормки. На том отрезке реки у одного из берегов она глубока и берег обрывист, а у другого - обширные заросли на мелководье, причем приблизительно через каждые полкилометра берега меняются местами. И тот, и другой вариант живописны, каждый по-своему. И для рыбалки перспективны. Но о рыбалке - в другой раз. А пока ограничимся созерцанием пейзажей: