Гадюки
Г.А. МАМОНОВ
Гадюка обыкновенная Обыкновенная гадюка (Vipera berus) – очень широко распространенная змея. Ее можно встретить по всей северной части Евразии от Северной Португалии, Испании и Англии до северо-востока Китая, острова Сахалин, севера Кореи. В горы она поднимается до высоты 3 км над уровнем моря. В России обыкновенная гадюка распространена по всей Средней полосе от Заполярья (на западе, к востоку от Архангельска граница ареала проходит южнее) до степной зоны на юге. Но распределяются гадюки по территории неравномерно, обычно они образуют «очаги» в районах с наиболее благоприятными для них условиями обитания, с наличием удобных зимовочных укрытий. В таких местах гадюк можно увидеть на окраинах и островках моховых болот, на вырубках, зарастающих лесных гарях, возле полян смешанных (реже хвойных) лесов.
Соседства людей и их хозяйственной деятельности гадюка, в отличие от ужа, не терпит. Изредка ее можно встретить около построек и огородов на лесных участках, на мелиоративных каналах, на малопосещаемых островках по соседству с городом – гадюка хорошо плавает, успешно переплывает реки и озера и, попадая на острова, может приживаться там. Но по-настоящему окультуренного ландшафта – полей, садов, парков, селений и т.п. – эти змеи явно избегают и исчезают из мест, интенсивно осваиваемых человеком. В этом заключается причина уменьшения их численности. В Западной Европе большой проблемой являются многочисленные широкие автомобильные дороги, через которые рептилии не могут переползать. Эти дороги дробят места обитания ящериц и змей на мелкие изолированные участки. Такая фрагментация популяций приводит к постепенному уменьшению численности пресмыкающихся, угасанию отдельных популяций, оказавшихся изолированными.
Люди и непосредственно уничтожают гадюк, зачастую норовя убить каждую встреченную змею. Одно время гадюк в большом количестве отлавливали для получения яда, а в последнее время их ловят и любители террариумов. Гадюки также страдают от беспокойства в местах массового появления людей и домашних животных. Например, по наблюдениям в Швеции, массовый выгул собак в лесах пугает змей весной, в брачный период, и напуганные самки в этот год не размножаются. В лесной зоне Поволжья, там, где возникают места массового отдыха у Волги, гадюка становится редкой. В лесах под Киевом гадюка начала исчезать с тех пор, как были прорублены просеки-дороги и появилось значительное количество отдыхающих. Кроме того, гадюк здесь каждый год отлавливали специалисты-зоологи и студенты. В результате к концу XX в. гадюка под Киевом находилась на грани полного исчезновения.
Но в обширных малодоступных лесных массивах, в местах не затронутых хозяйственной деятельностью человека, гадюка еще обычна. Больше всего ее сейчас на северо-западе Европейской части России и в Западной Сибири – не менее 10 млн змей.
Обыкновенная гадюка – яйцеживородящий вид. На севере и в центре лесной зоны самки гадюк, по некоторым наблюдениям, размножаются через год, на юге – ежегодно. Молодые змейки появляются на свет обычно в конце августа и в сентябре. В выводке их бывает до 8–12 штук. Самка может рожать малышей постепенно, через день. Два-три дня молодые гадючки держатся в месте рождения, линяют, а затем расползаются и начинают пытаться ловить насекомых, хотя могут и голодать несколько дней и недель, существуя за счет остатков яичного желтка. Самка заботы о своем потомстве не проявляет. Зрелости молодые гадюки достигают на 4–5-м году жизни.
Во второй половине сентября и в октябре гадюки уходят на зимовку – прячутся в подземные и торфяные пустоты, под пни, в глубокие норы, под стога сена. В подходящих убежищах может собираться очень много змей, например в Южной Финляндии их насчитывали до 800 в одном месте. Такие удобные убежища используются змеями много лет.
Танец гадюк Массовое появление гадюк весной отмечается с конца марта и в апреле. В Карпатах выход гадюк на поверхность наблюдали даже в феврале при температуре воздуха +12 °С и почвы +4 °С. Весной гадюк можно чаще увидеть днем – они греются на солнце, охотятся. Через 2–4 недели после выхода с зимовки начинается сезон размножения. Самцы могут собираться возле самки и устраивать турниры: приподняв переднюю часть туловища, переплетаются и медленно двигаются, то сближаясь, то отодвигаясь и меняясь местами, потом неожиданно атакуют друг друга, стараясь прижать голову соперника к земле (но при этом не нанося укусов). Эта схватка продолжается до того момента, пока более слабый самец не уступит и не уползет.
Позже гадюки расползаются по своим участкам, которые могут быть удалены от места зимовки на 2–3 км. На этих участках, площадь которых для пары змей составляет от 1,5 до 4 га, гадюки держатся все лето, обычно не уползая дальше 100 м от своих укрытий: трещин в пнях, нор, пустот под корнями деревьев. Около таких укрытий они греются на солнце в первую половину дня, а в сумерках и ночью охотятся. В теплое время года наибольшее количество гадюк можно встретить при температуре воздуха +19 ... +24 °С. Оптимальная для них температура 25–28 °С, а при температуре +37 °С эти змеи получают тепловой шок и могут погибнуть. В сильную жару они могут переползать за 200–300 м в более влажные места или залезать на ветки кустов, на высоту до 1 м.
Излюбленная пища гадюки – мелкие грызуны, но, в зависимос-ти от обстоятельств, эти змеи могут питаться также лягушками, ящерицами, птенцами гнездящихся на земле птиц.
Молодые гадючки ловят насекомых, реже – слизней и дождевых червей. Охотится гадюка обычно просто подстерегая свою добычу в засаде. Но может и медленно преследовать жертву или активно ее разыскивать (например, обследуя норы грызунов). Быстро нанеся укус ядовитыми зубами, змея ждет смерти жертвы и потом начинает ее заглатывать. Мышь от укуса гадюки погибает через несколько минут.
При опасности гадюка стремится уползти в сторону и притаиться. Кусается она защищаясь, только когда ее хватают или придавливают, не давая уползти. Опыты в неволе показали небольшую агрессивность гадюк: при аккуратном обращении они оставались спокойными и не кусались, даже взятые в руки. Потревоженные же, змеи кусали руку в толстой перчатке только в одном случае из девяти, а в остальных восьми ограничивались ложным выпадом головой. Так что опасность пострадать от укуса гадюки не очень велика, если ее специально не ловить или случайно не придавить. Но в местах обилия змей следует ходить в плотной обуви и плотных брюках и внимательно смотреть под ноги. Если приходится раздвигать траву, например при сборе ягод, делать это следует осторожно.
Чтобы заранее спугнуть гадюк с какого-то места, надо с силой ступать по земле – змеи чутко улавливают сотрясения почвы и уползают.
Яд обыкновенной гадюки не очень сильный. Он вызывает боль, опухоль в месте укуса, подъем температуры, но через несколько дней обычно наступает выздоровление, особенно при использовании современных препаратов. За много лет в Европе известны единичные смертные случаи от укуса обыкновенной гадюки, в основном детей, главным образом в первой половине XX в. В большинстве случаев это был укус в лицо.
После укуса гадюки надо соблюдать покой, пить побольше воды, кофе, чая (но не алкоголя!). Надрезать или прижигать место укуса, перетягивать конечность жгутом сейчас не рекомендуют – это может вызвать осложнения, некроз тканей. Иногда рекомендуют отсасывать яд, если нет во рту поврежденных зубов, ссадин.
Лучше всего обратиться в медицинский пункт за помощью. Можно применять противоаллергические препараты: димедрол, супрастин и т.д., иногда применяют новокаиновую блокаду. В Ставрополе сейчас производят специальную сыворотку от укусов гадюки. Лучше соблюдать осторожность и не провоцировать гадюк своим поведением.
Враги гадюк в природе – ежи, хорьки, барсуки, лисы, аисты, совы, орел-змееяд. От этих хищников змей не спасает даже их ядовитость.
От гадюк получают змеиный яд – ценнейшее сырье для медицины. Пользу эти змеи приносят и истребляя мышевидных грызунов. Поэтому гадюк следует охранять, тем более, что, пожалуй, только в России они еще сохранились в достаточном количестве – в отличие от других стран, где число этих змей быстро уменьшается.
Следует бережно относиться к «змеиным очагам» – местам скопления гадюк на небольших территориях, где много грызунов и удобных нор для этих пресмыкающихся. Уничтожить эти очаги очень легко, а в результате гадюки могут исчезнуть на большой прилегающей территории.
Гадюки имеют много цветовых форм. В Европейской части России встречается черная гадюка – гадюка Никольского. Некоторые зоологи описывают ее как отдельный вид Vipera nikolskii, другие считают подвидом обыкновенной гадюки.
Гадюка Никольского Гадюка Никольского включена в Красную книгу России, по биологии она похожа на обыкновенную гадюку, но изучена еще недостаточно. В последнее время стали выделять как отдельный вид и дальневосточную форму обыкновенной гадюки, встречающуюся к востоку от Байкала – сахалинскую гадюку (Vipera sachalinensis).
В степной зоне, тяготея к сухим открытым территориям, встречается степная гадюка (Vipera ursini) – на юге Средней и Восточной Европы, в Предкавказье и на Кавказе, на юге Поволжья и Западной Сибири, в Казахстане и на северо-западе Средней Азии. Степная гадюка мельче и светлее обыкновенной. В ее питании значительно большую долю составляют насекомые, в первую очередь саранчовые. Яд степной гадюки слабее, чем у обыкновенной, и смертных случаев от ее укуса не наблюдалось. Степная гадюка также живородящая и в конце лета рожает от 3 до 16 уже сформированных змеек.
Распашка степей привела к резкому уменьшению численности степной гадюки в Средней и Восточной Европе. Отрицательно действует на нее и любое другое освоение территории. Степная гадюка включена как вид, подлежащий охране, в Бернскую Конвенцию по охране фауны Европы и в Красную книгу Украины. Но, возможно, этот вид еще достаточно благополучен на востоке ареала, в полупустынях, на склонах гор и в горных степях.
От множественных укусов степных гадюк могут сильно болеть, а иногда и погибать овцы и лошади. Но яд не спасает эту змею от хищников – хорьков, ежей, степного и болотного луня, цапли. Поедает степных гадюк также ящеричная змея (Malpolon monspessulanus) – к яду гадюки она нечувствительна, а ее собственный убивает ящериц и мелких змей почти мгновенно. Для человека и крупных животных яд ящеричной змеи, вероятно, мало токсичен, к тому же ее бороздчатые ядовитые зубы расположены глубоко во рту и не могут быть использованы при укусе крупного животного. Они достают только ту жертву, которую змея уже заглотила. В неволе молодых степных гадюк поедает и медянка (Coronella austriaca) – ее слюна, вероятно, также ядовита для ящериц и мелких змей (парализует их), но на человека не действует.
Медянка обыкновенная В горах Кавказа обитает
кавказская гадюка. В начале XX в. некоторые зоологи считали ее подвидом обыкновенной гадюки, потом выделили в отдельный вид, а в конце XX столетия на основе этого вида описали еще несколько видов, очень похожих друг на друга и внешне, и особенностями биологии. В пределах России – это кавказская гадюка (Vipera kaznakovi), высокогорная гадюка Динника (Vipera dinniki), редкая и малоизученная гадюка Лотиева (Vipera lotievi).2
Гадюка Динника Кавказские гадюки несколько более плотные, чем обыкновенная гадюка, короче ее, более яркие. Среди этих змей преобладают красно-бурые, оранжеватые, с черными боками, на спине часто ряд пятен вместо полосы. Иногда встречаются и почти черные особи. Питаются кавказские гадюки в основном мышевидными грызунами, размножаются раз в 2–3 года и сохранились в основном на альпийских горных лугах, где бывает мало людей. Гадюка Динника и кавказская (Казнакова) занесены в Красную книгу России, т.к. имеют ограниченную территорию обитания.
Гадюка Казнакова На территории России, в Дагестане, изредка встречается еще один вид, самая крупная из гадюк – гюрза (Vipera lebetina). Ее длина может превышать 1 м, а толщина – с руку. Описаны самцы до 1,6 м и самки – до 1,3 м длиной.
Гюрза Окраска гюрзы сероватая или коричневатая с неяркими темными пятнами – под цвет грунта и камней. Действительно, в природе неподвижную гюрзу нелегко заметить. Питается эта змея в основном мелкими зверьками, но успешно охотится и на мелких птиц, залезая на кусты и небольшие деревья. Крупная гюрза может схватить даже зайчонка, горлицу, черепашку. Молодые змейки поедают ящериц и яйца черепах.
Гюрзы регулярно совершают сезонные миграции: весной они расползаются из мест зимовок в расщелинах гор, часто концентрируясь около водоемов, где они охотятся, пьют воду и охотно купаются. Осенью гюрзы опять сползаются к местам зимовок. Весной и осенью эти змеи больше активны днем, а в жаркую пору лета – в сумерках и ночью. В разных участках ареала гюрза может рожать живых детенышей или откладывать яйца (как это происходит, например, в Средней Азии).
Гюрза – по настоящему опасная ядовитая змея, от ее укусов гибнет более 10% пострадавших. Даже при лечении часто случаются осложнения – некроз тканей в местах укусов.
При укусе гюрза крепко вцепляется в жертву и впрыскивает в нее очень много яда. Движения гюрзы быстры, тело сильное, укус она может наносить, совершая выпад с расстояния длины своего тела. Особенно трудно заметить гюрзу, притаившуюся в ожидании добычи в винограднике, на ветках кустов и деревьев. Весной, в период размножения, самцы бывают довольно агрессивны, и известны случаи нападения гюрз на человека, который просто проходил рядом.
Однако человек для гюрзы не менее опасен. В начале XX в. во всех местах своего распространения – в Северной Африке, Малой и Средней Азии, в Закавказье, на островах Средиземного моря – гюрза была обычна, а сейчас ее численность везде сильно сократилась. В СССР это была самая массовая змея в серпентариях, где у нее брали яд для производства сывороток и медицинских препаратов. В результате массового вылова численность гюрзы в ряде районов Средней Азии и в Закавказье была подорвана и в конце XX в. встал вопрос об ограничении и временном прекращении ее отлова. В Дагестане гюрза находится под охраной и включена в Красную книгу России.
В настоящее время гюрзы размножаются в некоторых зоопарках и есть надежда, что разведение в неволе этой гадюки станет более массовым и доступным. Это необходимо для получения ее ценного яда.
Литература
Ботанский А.Т. Биология, охрана и рациональное использование обыкновенной и кавказской гадюки: Автореф. – М., 1986.
Гаранин В.И. Земноводные и пресмыкающиеся Волжско-Камского края. – М.: Наука, 1983.
Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР. – М.: Просвещение, 1977.
Орлова В.Ф., Семенов Д.В. Жизнь животных. Земноводные и пресмыкающиеся. (Природа России) – М.: Аст-Астрель, 1999.
Пикулик М.М., Бахарев В.А., Котов С.В. Пресмыкающиеся Белоруссии. – Минск: Наука и Техника, 1988.
Щербак Н.Н., Щербань М.И. Земноводные и пресмыкающиеся Украинских Карпат. – Киев: Наукова думка, 1980.
Экология и систематика амфибий и рептилий/Под ред. Н.Б. Ананьева и Л.Я. Боркина. – Л.: ЗИН «Наука», 1979.
________________________________________
1 Гадюка Никольского отличается от обыкновенной не только черным цветом (черными бывают и обыкновенные гадюки), но и некоторыми другими особенностями. Распространена она в южных, лесостепных и степных районах между Днепром и Волгой – в восточных областях Украины и в Российском Черноземье. – Прим. ред.
2 Здесь у автора некоторая путаница – гадюка Лотиева ранее считалась горной формой не кавказской, а степной гадюки. – Прим. ред.
http://bio.1september.ru/article.php?ID=200700501