Natasha
|
|
« : апреля 28, 2009, 18:47:56 » |
|
ОТРАВЛЕНИЕ ЯДАМИ ЗМЕЙ (.Б. Васильев, С.В. Кудрявцев, О.В. Шумаков)
Укус ядовитой змеи, а в полевых условиях - любой змеи, вид которой не определен, может быть потенциально опасен для жизни и, во всяком случае, для здоровья человека. Клиническая картина отравления, ее тяжесть и прогноз могут быть неодинаковыми и зависят от ряда факторов:
1) Возраст, вес и общее состояние пациента. 2) Место укуса, глубина введения яда, количество укусов. 3) Количество введенного яда. 4) Вид змеи, ее пол, возраст и размеры. 5) Состояние желез и ядовитых зубов. 6) Индивидуальная чувствительность человека к яду. 7) Патогенная флора, присутствующая в ротовой полости змеи. 8) Время и способ оказания доврачебной помощи. 9) Качество профессиональной медицинской помощи. 10) Наличие специфической сыворотки.
Здесь нам хотелось бы особо выделить несколько аспектов, имеющих принципиальное значение при укусах змей, содержащихся в неволе:
1. Укусы без введения яда, так называемые, “сухие укусы” - реально существующий факт. Во многих случаях это связано с тем, что укус оказывается слишком поверхностным или влечет за собой только разрыв (расцарапывание) кожи, когда большая часть яда остается на поверхности. Иногда это связано с дефектом ядовитого аппарата, но в 40-60% случаев таких укусов с тем, что змеи, по непонятным причинам просто не вводят яд (произвольно). По мнению некоторых клиницистов, укусы при содержании змей в неволе несколько чаще оказываются неэффективными, чем укусы в природе. Для североамериканских кроталид “сухие” укусы составляют, по данным клиник США, около 20%. Настоящие гадюки более глубоко инъецируют яд, чем кроталиды. Процент “сухих” укусов для африканских Bitis около 15%. Для аспидовых змей, особенно настоящих кобр и американских коралловых аспидов, количество укусов, не вызывающих отравления или ограничивающихся локальными симптомами, может превышать 50%. Такой вполне реальный шанс “сухого” укуса необходимо учитывать, прежде чем применить “жесткие” методы первой помощи или серотерапию.
2. Люди, профессионально работающие с ядовитыми змеями, особенно имеющие в анамнезе 3-4 укуса или работавшие с сухими ядами, во многих случаях имеют повышенную индивидуальную чувствительность к змеиным ядам. В случае укуса такие сенсебилизированные пациенты могут оказаться в состоянии анафилактического шока уже через 2-10 минут после укуса. В этих случаях противошоковая терапия должна предшествовать любым другим формам оказания помощи при риске таких реакций. Индивидуальная чувствительность к яду, как правило, не соответствует гиперчувствительности к лошадиной сыворотке. “Ураганные” шоковые реакции при укусах крупными опасными змеями не исключают последующего применения сыворотки. В случае индивидуальной реакции на укусы мелких змей серотерапия обычно не требуется - достаточно противошоковых мер.
3. Змеи, содержащиеся в неволе, как правило, имеют обогащенную патогенную и субпатогенную флору в ротовой полости. Это повышает риск вторичного инфицирования ран при укусе и требует дополнительных мер при оказании первой помощи и последующей терапии.
|