Практическое значение ядовитых змей и их охранаЯд, продуцируемый змеями нашей фауны, является ценным сырьем для фармацевтической промышленности и применяется для изготовления целого ряда лекарственных препаратов. Отдельные компоненты яда гюрзы и кобры, например оксидаза L-аминокислот, фосфолипаза A2 , фосфодиэстераза, эндонуклеаза, ФРН, выпускаются в нашей стране в качестве химических реактивов. Важной областью потребления змеиных ядов является производство противозмеиных сывороток. Змеиные яды и их компоненты широко используются в научных исследованиях. Потребность в змеиных ядах велика, однако их получение является трудным и кропотливым делом. Змеи плохо переносят неволю и живут в серпентариях в среднем не больше 1 года, тогда как при создании оптимальных условий этот срок может составить 10—15 лет. Количество яда, которое можно получить от одной змеи, зависит от ее размера, вида, времени года, интервала между взятиями яда, микроклимата, физиологического состояния змеи и способа отбора яда (электростимуляция, механическое «доение»). Например, при электростимуляции можно получить от гюрзы длиной 142 см 2 572 мг сырого яда или 374 мг сухого остатка, от обыкновенной гадюки (67 см) — 31 мг и 4—5 мг, от кобры (141 см) — 2 320 мг и 724 мг, от степной гадюки (45 см) — 10 мг и 2 мг соответственно.
Численность змей в нашей стране неуклонно сокращается, не только из-за укоренившегося обычая уничтожать их, но и в связи с хозяйственной деятельностью человека, в том числе и в результате интенсивного отлова для серпентариев. В настоящее время отлов ядовитых змей в Средней Азии и на Кавказе производится только по лицензиям.
Уничтожать змей можно только в населенных пунктах и в двухкилометровой зоне вокруг них.
Среднеазиатская кобра, кавказская, малоазиатская и носатая гадюки внесены в Красную книгу СССР.
В РСФСР, на территории которой обитает один из самых многочисленных видов — гадюка обыкновенная — пока нет нормативных актов, регламентирующих отлов ядовитых змей.
Ядовитые змеи — неотделимая часть нашей природы — нуждаются в охране.
В связи с этим важное значение должно уделяться разъяснительной и пропагандистской работе среди населения и особенно среди детей.
Переднебороздчатые змеиСреднеазиатская кобра — Naja oxiana Eichw.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии — Reptilia
Подотряд Змей — Ophidia, или Serpentes
Семейство Аспидовые змеи — Elapidae Экология и биология. Сокращающийся в числе вид включен в Красную книгу МСОП и Красную книгу СССР. Крупная змея длиной до 1,6 м (самцы), самки несколько меньше. Гладкая чешуя имеет оливковый или коричневатый цвет. В спокойном состоянии голова не отграничена от туловища, которое незаметно переходит в постепенно суживающийся хвост. При раздражении способна на длительное время приподнимать свечкой переднюю часть туловища и раздувать шею. При этом змея шипит, раскачивается и поворачивает голову навстречу врагу. В отличие от индийской кобры (Naja naja) у среднеазиатской отсутствует рисунок в виде очков на капюшоне (раздутой части шеи).
Распространена в южных областях Средней Азии: юго-запад Таджикистана, юг Узбекистана и Туркмении. Кобру можно встретить в предгорьях, долинах рек, обычна среди кустарников, нередко встречается в заброшенных строениях. В песчаной пустыне кобры обитают среди закрепленных и полузакрепленных песков, в местах с кустарниковой растительностью и множеством грызунов. Известны случаи поимки кобр в населенных пунктах и даже крупных городах. Общая численность в СССР — 300—350 тыс. особей.
Наиболее активны кобры с середины апреля по июнь и с сентября до середины ноября. В июле самка откладывает 9—19 яиц, из которых в конце августа — начале сентября появляется молодь. Питаются кобры грызунами, земноводными, птицами, но, как и другие аспиды, охотно поедают змей, в том числе и ядовитых.
Кобра представляет несомненную опасность для человека и животных, но в отличие от гадюковых змей всегда предупреждает о своем присутствии. Лишь в случае непосредственной угрозы кобра делает несколько молниеносных выпадов в сторону врага, один из которых, как правило, заканчивается прицельным укусом. При этом, в отличие от гадюк, кобры не делают мгновенного укуса, а как бы «жуют», перебирая челюстями несколько раз, прежде чем выпустить жертву.
Картина отравления. При укусе кобры местные явления — боль и отек — выражены в гораздо меньшей мере, чем при укусах гадюк или щитомордников, хотя могут иметь место лимфаденит и лимфангоит. При тяжелой форме отравления после начальной кратковременной фазы возбуждения наблюдается прогрессирующее угнетение функций ЦНС, развивающееся на фоне ослабления дыхания. Отмечаются затруднения глотания, нарушения речи, опущение век. Рефлексы затормаживаются, наступает патологический сон, во время которого резко снижена тактильная и болевая чувствительность. Развивающаяся при отравлении ядом кобры асфиксия является наиболее грозным патологическим процессом, могущим привести к смерти. При попадании массивных доз яда в кровоток (укус вблизи крупных сосудов) может развиваться гемодинамический шок, в патогенезе которого принимают участие и высвобождающиеся в организме физиологически активные вещества: простагландины, гистамин, эндорфины.
Первая помощь. Рекомендуется введение сыворотки «Антикобра» или поливалентной противозмеиной сыворотки, применение антихолинэстеразных препаратов в сочетании с атропином, кортикостероидов, антигипоксантов. При глубоких расстройствах дыхания необходима искусственная вентиляция легких.
Химический состав и механизмы действия яда. Яд кобры — сложная смесь токсических полипептидов, ферментов и белков со специфическими биологическими свойствами. В состав яда входят токсические полипептиды: нейротоксин I (Мr~8 000), нейротоксин II (Мr~7 000) (рис. 66), цитотоксины (Мr~7 000). Среди ферментов яда кобры известны фосфолипаза А2, ацетилхолинэстераза, эндорибонуклеаза, дезоксирибонуклеаза, фосфодиэстераза, 5'-нуклеотидаза, оксидаза L-аминокислот, гиалуронидаза.
Первичная структура нейротоксина II (А) и нейротоксина I (Б) из яда среднеазиатской кобрыСреди белков со специфическими биологическими свойствами отметим ФРН и антикомплементарные факторы. Большинство компонентов яда кобры присутствует в целом яде в виде нескольких изоформ, количество которых зависит от экологических факторов. Токсичность цельного яда для мышей (DL50) при в/б введении составляет 0,5 мг/кг, нейротоксина I — 0,084 мг/кг, цитотоксина I — 1,1 мг/кг, фосфолипазы А2 — 80 мг/кг.
Яд кобры вызывает широкий спектр патологических реакций организма, затрагивающих важнейшие системы и органы: центральную и периферическую нервную систему, сердечно-сосудистую и эндокринную системы, кровь и органы кроветворения, печень и почки.
Наибольшее патогенетическое значение при отравлении ядом кобры имеют нейротоксины, вызывающие вялый паралич скелетной и дыхательной мускулатуры. Действие нейротоксинов развивается по типу недеполяризующего блока Н-холинорецепторов поперечно-полосатых мышц, что позволяет отнести их к «кураре-подобным» токсинам. Цитотоксины яда эффективно взаимодействуют с биомембранами, вызывая гемолиз эритроцитов (прямой литический фактор), деполяризуя нервную, мышечную и сердечную ткань (кардиотоксическое действие). Цитотоксин II обладает и антикомплементарным действием. Важное значение в действии яда играют ферменты. Так, ацетилхолинэстераза, гидролизуя ацетилхолин, тем самым усиливает парализующее действие нейротоксинов. Действие цитотоксинов на биомембраны потенцируется фосфолипазой А2. Последняя, в свою очередь, способна вызывать истощение запасов ацетилхолина в нервных окончаниях, т.е. оказывать пресинаптическое токсическое действие. Кроме того, фосфолипаза А2 способствует высвобождению в организме многих физиологически активных веществ, усугубляющих течение отравления.
Таким образом, токсические компоненты яда кобры обеспечивают его высокую способность парализовать добычу.
Практическое значение. Яд кобры находит применение при производстве противозмеиных сывороток. Нейротоксины применяются для изучения молекулярной организации ацетилхолиновых рецепторов, антикомплементарные факторы используются в качестве иммунодепрессантов в научных исследованиях. Ферменты яда применяются в биохимических экспериментах. Эндонуклеаза и фосфолипаза А2 выпускаются в качестве коммерческих препаратов.
Обыкновенная гадюка — Vipera berus L.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии — Reptilia
Подотряд Змеи — Ophidia, или Serpentes
Семейство Гадюковые — ViperidaeЭкология и биология. Относительно небольшая змея — до 75 см длиной, но на севере встречаются экземпляры длиной до 1 м. Самки обычно крупнее самцов. Голова ясно отграничена от шеи и на верхней части имеются три крупных (лобный и два теменных) щитка. Кончик морды закруглен, а носовое отверстие прорезано в середине носового щитка. Окраска туловища варьирует от серого до красно-бурого, с характерной темной зигзагообразной линией вдоль хребта и иксообразным рисунком на голове. На севере нередки черные формы.
Гадюка — самая широко распространенная ядовитая змея нашей страны. Гадюку можно встретить в европейской части СССР, в Сибири вплоть до Сахалина, на севере она поднимается до 68° с. ш., а на юге доходит до 40° с. ш. В горах гадюка встречается на высотах до 3000 м над уровнем моря. Размещение по территории весьма неравномерное. В подходящих местах гадюки образуют большие скопления — змеиные очаги, где их плотность может достигать 90 особей на 1 га, но чаще не превышает 3—8 на 1 га. После зимовки появляются на поверхности земли обычно в апреле — мае. Летом наибольшая вероятность встретить гадюку в норах различных животных, гнилых пнях, кустах, расселинах.
Спаривание происходит с середины мая до начала июня. Яйцеживородяща. Массовое рождение потомства в августе (в центральных и северных частях ареала самки приносят детенышей через год). Молодые гадюки рождаются длиной 17 см и уже ядовиты.
Часто гадюки греются на солнце. Охотятся обычно ночью. В рационе преобладают мелкие грызуны, лягушки, насекомые. При встрече с человеком змея пытается скрыться. При угрозе занимает активную оборону, шипит, совершает угрожающие броски и наиболее опасные броски-укусы, которые легче всего провоцируются движущимся объектом. Поэтому
резкие движения при непосредственной встрече с гадюкой лучше не совершать. Не рекомендуется также брать змею за хвост, не исключена возможность укуса.Картина отравления. Укус гадюки сопровождается развитием местной боли, распространяющегося геморрагического отека, слабостью, тошнотой, головокружением. Возможно нарушение сердечной деятельности и развитие почечной недостаточности.
Первая помощь. Самолечение недопустимо. В качестве антидота рекомендуется противозмеиная сыворотка «Антигюрза». Специфическая сыворотка против яда гадюки в СССР не производится. Химический состав и механизм действия яда. Яд гадюки содержит ферменты, в том числе: протеазы, фосфодиэстеразу, 5'-нуклеотидазу, фосфолипазу А2, гиалуронидазу, кининогеназу и др.
До 75% протеолитической активности яда приходится на металлопротеиназы и 25% — на сериновые протеиназы. Кининогеназа яда является гликопротеином с Мr~35 000 — 37 000, рI 3,5—5,0, лишенным казеинолитической активности. Имеются популяционные различия в ферментативной активности яда. Протеолитическая активность яда черной гадюки, обитающей в Харьковской области, приблизительно в 2 раза ниже, чем у серой гадюки из Псковской и Брянской областей.
Токсичность (DL50) цельного яда составляет 1,31 мг/кг (мыши в/в), DL50 фосфолипазы А2 (Мr~12 000) составляет 0,5 мг/кг для мышей и 0,025 мг/кг для морских свинок. В эксперименте у отравленных животных отмечен эритроцитоз с последующей длительной стадией анемии. В патогенезе отравления важную роль играют высвобождающиеся в организме под влиянием яда физиологически активные вещества гистамин, серотонин, брадикинин, обусловливающие болевые ощущения и снижение АД. Практическое значение. Яд гадюки обыкновенной входит в состав лекарственных препаратов.
Гюрза — Vipera lebetina L.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии — Reptilia
Подотряд Змеи — Ophidia, или Serpentes
Семейство Гадюковые — Viperidae Гюрза среднеазиатская — Vipera lebetina turanica Cernov
Гюрза закавказская — Vipera lebetina obtusa Dwigubsky
Экология и биология. Крупная змея длиной до 1,6 м. Бока морды притуплены, височные углы головы резко выступают. Туловище толстое, вальковатое от светло-серого и темно-серого с более или менее выраженным оливковым или красновато-коричневым оттенком. Вдоль спины ряд крупных пятен, более мелкие пятна идут по бокам.
Встречается в Закавказье, Восточном Предкавказье, Южной Туркмении, Южном и Восточном Узбекистане, Западном Таджикистане и на юге Казахстана. Численность довольно высока — до 4 особей на 1 га, в местах скоплений до 20 змей на 1 га. Обитает преимущественно в сухих предгорьях, ущельях, охотно поселяется на возделываемых землях, где представляет реальную опасность. Питается мышевидными грызунами, мелкими млекопитающими, амфибиями, рептилиями, птицами. На большей части ареала яйцеживородяща, но в средневосточной — яйцекладуща. Потомство появляется ранней осенью. Самка приносит 15—20 детенышей длиной до 24 см.
Взрослая змея, несмотря на внешнюю неуклюжесть, весьма подвижна. Ловко лазает по ветвям деревьев и кустарников, а на земле способна к резким броскам, почти во всю длину тела. Агрессивность проявляет, как правило, при непосредственной опасности или преследовании.
Картина отравления. Укус гюрзы опасен для человека, и в случае несвоевременного оказания медицинской помощи может закончится трагически. Картина отравления типична для яда гадюковых змей и включает выраженную боль в месте инокуляции яда, развитие геморрагического отека, достигающего в тяжелых случаях катастрофических размеров. В месте укуса часто наблюдается некроз тканей. Обычны слабость, тошнота, головокружение, одышка, нарушения в свертывающей системе крови вплоть до развития ДВС-синдрома, кровотечения, поражения жизненно важных органов (сердце, почки и др.) От укусов гюрзы страдают сельскохозяйственные и домашние животные. Так, в овцеводческих районах Грузии часто отмечали случаи падежа скота и гибели собак от укусов гюрзы.
Первая помощь. В качестве антидота применяют сыворотку «Антигюрза» или поливалентную противозмеиную сыворотку. Самолечение недопустимо. Необходимо срочное оказание квалифицированной медицинской помощи.
Химический состав и механизм действия яда. В яде содержатся следующие ферменты: протеиназы, оксидаза L-аминокислот, фосфолипаза А2, фосфодиэстераза, 5'-нуклеотидаза, гиалуронидаза и другие ферменты, а также ФРН.
Протеолитическая активность яда на 75% обусловлена сериновыми протеиназами и на 25% — металлопротеиназами. Практически вся геморрагическая активность яда обусловлена действием сериновых протеиназ. Поэтому введение в сыворотку «Антигюрза» ингибитора сериновых протеиназ контрикала позволяет в 2 раза увеличить антигеморрагическую активность. Кининогеназа является термостабильным гликопротеином с Мr~35 000 — 37 000 и рI 10. В процессе хранения яда его ферментативная активность снижается.
Токсичность яда для мышей при в/в введении составляет 0,34 мг/кг, при в/б — 2,1 мг/кг, при п/к — 4,8 мг/кг. У отравленных животных наблюдается снижение АД как за счет рефлекторных механизмов, так и в результате аутофармакологических реакций: высвобождение брадикинина, бета-эндорфина и др. Под влиянием яда развивается внутрисосудистой гемолиз, снижаются кислородосвязывающие свойства гемоглобина, что в итоге ведет к гипоксии тканей. Развитие ДВС-синдрома при отравлении ядом гюрзы обусловлено его активирующим действием на фактор X системы свертывания крови. Этот эффект предупреждается гепарином, что имеет терапевтическое значение. Важную роль в патогенезе отравления ядом имеет поражение эндокринной системы. В сублетальных дозах яд оказывает радиозащитное действие.
Практическое значение. Яд гюрзы входит в состав лекарственных препаратов. Применяется как источник получения коммерческих препаратов ФРН, фосфодиэстеразы и оксидазы L-аминокислот, а также в качестве диагностического препарата при болезнях свертывающей системы крови.
Степная гадюка — Vipera ursini Bonap.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии — Reptilia
Подотряд Змеи — Ophidia, или Serpentes
Семейство Гадюковые — ViperidaeЭкология и биология. Размеры степной гадюки, как правило, не превышают 60 см, при этом самки несколько крупнее самцов. Характерным отличием от обыкновенной гадюки является заостренность и приподнятость боковых краев морды над ее верхней частью. Ноздри прорезают нижнюю часть носовых щитков. Вдоль хребта на общем серовато-буром фоне заметна темная зигзагообразная полоса.
Обитает в Крыму, Казахстане, Средней Азии, степных районах Кавказа. Плотность расселения весьма неравномерна. Так, например, на береговых обрывах Таганрогского залива Азовского моря насчитывали до 165 особей на 1 км пути, тогда как в Азербайджане это самая малочисленная ядовитая змея.
Питается грызунами, мелкими птицами, насекомыми, предпочитая саранчовых. Массовое пробуждение от зимней спячки в марте — начале апреля.
В августе — сентябре самки приносят 5—6 детенышей длиной до 12—18 см. Из врагов степной гадюки следует отметить сову, черного коршуна и особенно ящеречную змею Malpolon monspessulanus.
Известны отдельные случаи гибели лошадей и мелкого рогатого скота от укусов степной гадюки.
При встрече с человеком змея стремится уползти, однако при преследовании активно выбрасывает голову в сторону врага и пытается укусить.
Картина отравления. В месте укуса сильная боль, гиперемия, отек, распространяющийся далеко за пределы места укуса. На месте геморрагических пузырей могут образовываться некротические участки. Наблюдается сонливость, головокружение, тошнота, сердцебиение, снижение температуры тела. В моче следы крови.
Первая помощь. Специфическая сыворотка отсутствует. Рекомендуют противозмеиную сыворотку «Антигюрза».
Во всех случаях необходима своевременная медицинская помощь.
Химический состав и механизм действия яда. В яде обнаружены ферменты: фосфолипаза А2, 5'-нуклеотидаза, фосфодиэстераза, неспецифическая щелочная фосфомоноэстераза, протеиназы, в том числе с кининогеназной активностью, ФРН.
Токсичность (DL50) цельного яда 0,77 мг/кг (мыши, в/в). Абсолютно смертельная доза для мышей при п/к введении 10 мг/кг. Смерть экспериментальных животных наступает от остановки дыхания.
В концентрации 1•10—2 г/мл яд вызывает угнетение деятельности изолированного сердца. При в/в введении кошкам в дозе 0,02 мг/кг развивается резкое падение АД и увеличивается внутрисосудистое свертывание крови.
В концентрации 5•10—4 г/мл яд вызывает снижение тонуса гладкой мускулатуры. В сублетальных дозах обладает радиозащитным действием.
Практическое значение. Входит в состав лекарственных препаратов. Возможно использование как источника ферментов, в частности, 5'-нуклеотидазы.