<ЗМЕЯ-ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА>
Образ змеи испокон веков ассоциируется у человека с врачеванием. Греческая мифология рассказывает, что когда сын Апполона – исцелитель всех недугов Асклепий (Эскулап в римской интерпретации) прибыл на остров Крит, у местного покровителя умер сын. В этот период Асклепий увидел на своем жезле змею и, чтоб избежать укуса, убил ее, но вскоре появилась другая змея с чудодейственной травой во рту и оживила убитую. Целитель воспользовался этой травой и оживил юношу. В дальнейшем он применял эту траву при лечении многих недугов.
Древние верили, что Асклепий обрел бессмертие и живет в земле в образе змеи, одаренной разумом и речью. Согласно легенде его жилище было приютом прирученных жрецами неядовитых змей (эскулаповы змеи). Такую картину мы можем видеть на одном из барельефов на камне, найденных в городе Эпидавре. Надпись на нем рассказывает – один грек, страдавший от раны ноги, обессиленный страданием заснул около святилища и приползшая змея заживила его рану. Город Эпидавр считался одним из центров поклонения Аслепия, и когда в Риме вспыхнула эпидемия чумы, из Эпидавра на корабле оставили священную змею.
Также римляне в II в.н.э. выпустили памятные монеты в честь 900-летия основания своего города. На одной из них изображено божество реки Тибр, которое приветствует прибытие в его владения змеи Эскулапа.
Змею изображали не только с Асклепием, но и рядом с его отцом Аполлоном и дочкой Гигиеей (римляне называли ее Салюс). Гигиея олицетворяла собой здоровье. От ее имени произошло слово гигиена.
Змею также можно увидеть вместе с Апполоном обвивающей чашеобразный трон, ползущей по жезлу Асклепия, вкушающей нектар из чаши Гигиен. На «связь» змей с божествами-исцелителями указывал еще ученый
античного мира Плиний старший в знаменитой «Естественной истории».
На древних монетах, которые носили название змеевики (встречались в Византии и Древней Руси), изображали человеческие головы или фрукты, окруженные змеями. Эти медальоны делали из меди, серебра, золота и даже камня м носили при себе в качестве амулета. Считалось, что они спасают своего владельца от болезней и других бед.
Древние шумеры «видели» свое божество Иингиштиду в виде змеи, обвившейся вокруг священного жезл жизни. Египетский храм на острове Филэ украшало изображение подобного жезла со змеями. Русские сказания повествуют об одном человеке, который отведав еды, приготовленной из змей, начал понимать язык трав и записал их лечебные свойства.
Змея не только служила символом и источником знаний о лечении болезней – самих змей применяя при лечении. Например, сброшенную змеёй кожу рекомендовали в древних лечебниках прикладывать к больным зубам, глазам, нарывам – для выхода «железца стрельного». Сошедшую во время линьки шкуру гадюки в некоторых районах Карпат рекомендовали в виде отвара для усиления роста волос. Женщины мыли им голову, считая хорошим средством.
Первые упоминания о использовании различных органов змеи мы находим в глубокой древности. В некоторые рецепты Авиценны входит голова змеи. В «Каноне врачебной науки» Ибн Сина описывает приготовление лепешек из вареного мяса гадюки, дает рекомендации, какую гадюку ловить и как сушить лекарство, чтобы оно не потеряло «силу, противостоящую ядам от укуса, от (ядов) попавших в желудок».
Следует отметить, что описанные Авиценной антитоксические свойства мяса змей имеют научное объяснение. В настоящее время доказано, что в сыворотке крови некоторых животных содержатся факторы, инактивирующие некоторые животные яды.
Наибольшей устойчивостью отличаются опоссумы, лесной хомяк и полевка. Естественные противоядия, выделенные из крови этих животных, имеют белковую природу и, что самое интересное, не относятся к иммуноглобулинам, а нейтрализация яда не является иммунной реакцией. По физико-химическим свойствам они относятся к альбуминам. По способности обезвредить яд гремучей змеи наибольшей активностью обладает сыворотка самой змеи, затем опоссума и лесного хомяка.
Змея является одним из главных средств восточной медицины. Если европейский врач знает, что змеиные яды полезны при определенных заболеваниях, то врач, практикующий на Востоке, может рассказать, в каких случаях надо давать больному кровь змеи, в каких — желчь, а когда настойку на змеях. Секрет изготовления настоек состоит в том, что применяют сочетание ядовитых и неядовитых змей,— вроде наших композиций из лечебных трав. Такие настойки продаются в аптеках.
Только после изучения природы змеиных ядов началось обоснованное применение в здравоохранении в наши дни. Их свойства описаны во многих специальных руководствах и отдельных статьях, авторами которых являются известные отечественные токсикологи и фармакологи — Е. Н. Павловский, Б. Н. Орлов, И. А. Вальцева, С. В. Пигулевский, М. Н. Султанов и др.
В старые времена люди считали, что яд содержится не в железах, а в змеиной желчи, и ей приписывалась мистическая сила. Что это не так, доказал врач великого герцога Тосканского Франческо Рэди. Он выдвинул идею: яд выделяется из зубов змеи и змеиная желчь и слюна не опасны. Эту гипотезу он изложил в своей книге. Для доказательства своего предположения Франческо Рэди и его ассистент в присутствии группы ученых провели на себе несколько экспериментов, проглотив желчь и слюну гадюки. Оба остались живы и тем самым доказали, что их предположение верно. Однако некоторые ученые заподозрили Рэди в том, что он перед демонстрацией принял противоядие. Тогда ассистент, которого звали Якоб Строцци, заявил, что проглотит столько желчи и слюны, сколько будет угодно противникам, и проделал такой опыт с гадюкой, окончательно доказав правоту своего руководителя. Строцци потом рассказывал, что по вкусу «яд» гадюки напоминает сладкий миндаль.
...