
Для начала благодарю Вас за сдержанный, корректный стиль письма, что, безусловно, говорит о высоком уровне Вашей внутренней культуры и интеллигентности. К сожалению, это далеко невсегда встречается на форумах. Теперь о содержании Вашего текста.
Не вижу ничего странного в том, что государственное учреждение находится на дотации этого же самого государства. В интернете есть информация о том, что, например, в 2013 году цирк получил финансовые средства от Минкультуры на ремонт крыши, а в 2016 году — от мэрии Москвы на систему видеонаблюдения. Также в 2021 году сообщалось, что мэр Москвы оказал финансовую поддержку Большому Московскому государственному цирку. Если это так - то это указывает на несомненную значимость данных учреждений культуры, с точки зрения государства. И должно вызывать уважение, а не зависть, озлобленные реакции и личные оскорбления в адрес конкретных работников цирка. Эта моя претензия совсем не к Вам лично. ))) Кроме того, как я понимаю, это разовые, а не систематические субсидии. По информации на 2015 год (из того же интернета), Большой Московский государственный цирк, возглавляемый Эдгардом Запашным, был самостоятельным федеральным предприятием, которое, естественно, в данной ситуации самостоятельно зарабатывало деньги. Понятно, что к этой части доходов налоги российских граждан никакого отношения не имели. Более свежей информации о финансовом обеспечении Большого Московоского государственного цирка я в интернете не нашёл. Может быть, если это будет выглядеть уместно и этично, на моей ноябрьской встрече с Эдгардом Запашным в Москве этот вопрос ему задам.
Полученные не от государства (т.е. законно заработанные самим цирком деньги) поступают к его администрации для внутреннего распределения? И что же в этом преступного? Разве любая организация, имеющая законное право зарабатывать самостоятельно, поступает иначе? И не будем забывать, что, если организация имеет полученное от государства официальное право на самостоятельную финансовую деятельность (а в данном случае, безусловно, это так), то она платит тому же государству налоги. Очевидно, что в данном случае они немалые… А уж в то, что всем известный Большой Московский цирк, имеющий активно работающих против него недоброжелателей, зарабатывает эти деньги подпольно, и поэтому налоги не платит, я не поверю никогда. Надеюсь, что и Вы, как здравомыслящий человек, не поверите тоже…
А вот что говорит интернет про родственные отношения на работе. «Нет, в большинстве случаев Трудовой кодекс РФ напрямую не запрещает работу родственников в прямом подчинении друг у друга. Однако есть некоторые исключения, которые закреплены в других нормативных актах. Например, Федеральный закон «О противодействии коррупции» (№273-ФЗ) содержит прямой запрет для государственных и муниципальных служащих работать в прямом подчинении у близких родственников или свойственников. Для коммерческих организаций прямых законодательных запретов на работу родственников в подчинении друг у друга не существует. Но компании вправе самостоятельно устанавливать такие ограничения во внутренних документах, например, в положениях о конфликте интересов или кодексах корпоративной этики». А теперь ещё посмотрим на эту информацию с позиции исторически сложившихся цирковых династий, чем был славен отечественный и мировой цирк на всех этапах его развития, и что является его неотъемлемой и естественной частью… Понятно, что эффективное формирование такой династии возможно только тогда, когда на одной арене выступают несколько членов цирковой семьи (люди разного возраста), и младшие из них в этом процессе осваивают (впитывают в личном контакте и в процессе личного наблюдения) основы семейного циркового мастерства. А старшие из них, естественно, являются взрослыми людьми, и их трудовые отношения могут и должны быть связаны официальными трудовыми отношениями в данном учреждении, что совершенно логично вытекает из данной ситуации...
Про Запашных пишут и позитивное, и негативное. Идеальных людей не бывает, и, как все мы, они наверняка имеют какие-то личностные недостатки. Но я считаю, что они своим профессионализмом, трудолюбием, организаторскими способностями, личной смелостью и принципиальностью заслужили уважение к себе у очень многих людей, и знающих, и не знающих их лично. Однако успешные и принципиальные члены нашего общества часто имеют врагов, среди которых много завистников. И в руках этих людей само дело Запашных является сферой и ареной борьбы, в которой противниками дрессировщиков создаются многочисленные фейки, искажающие действительность и направленные на подрыв личного авторитета Запашных, формирование негативного общественного мнения. Приёмы известные и, к сожалению, весьма эффективные. Кроме того, нужно понимать, что все люди способны ошибаться, ведь от этого не застрахован никто из нас. Но отдельные ошибки (в том числе и этического плана, если они действительно были) не могут и не должны зачеркнуть ту грандиозную цирковую систему, которая создана Запашными за много лет существавния династии, и которая продолжает успешно и кропотливо конструироваться её нынешними предаставителями.
Ситуация про мартышку и Запашных мне неизвестна. Но в интернете нашёл следующую информацию: «В 2015 году сообщалось, что братья Запашные выиграли судебный иск по поводу обвинений в жестоком обращении с животными. Поводом для разбирательства стал видеоролик, в котором были показаны кадры с избиением обезьян и утверждалось, что это происходит в цирке братьев Запашных». Если эта информация верна, выводы делайте сами… Ах, да, забыл, у нас же все суды и органы государственной власти (якобы) куплены Запашными… Ситуация со слонёнком неоднозначна, и очевидно, что значительная часть вины (если в данном случае можно от ней говорить) лежит на Ростовском зоопарке, администрация которого приняла решение о передаче животного в цирк. А уж про ситуацию с тиграми и львами я лично на этом форуме написал немало, детально рассмотрев данную проблему.
Не любить цирк и не посещать его - Ваше неотъемлемое право. А я вот не люблю и не посещаю балет и оперу. Ну вот не сложилось у меня с ними… Даже несмотря на личное знакомство с недавно ушедшим из жизни Борисом Бланковым – одним из ведущих танцовщиков Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, блиставшим на его сцене в 70-80-х годах прошлого века. Но знаю многих людей, которые эти виды искусства любят. И в моей голове почему-то ни разу не появилась мысль о том, что, если я лично к этим видам искусств не склонен, и если они служат «всего лишь» для развлечения каких-то других людей, и если часть моих налогов идёт на их содержание, то эти виды искусств нужно запретить на государственном уровне… С моей точки зрения, идея о закрытии цирков или полном запрете выступлений животных в них является проявление ярко выраженного непонимания сущности циркового искусства, отсутствия биологической грамотности, эгоизма и наплевательского отношения к другим членам общества, для которых цирковое искусство интересно и значимо... Меня, как человека, сорок четыре года отдавшего биологическому образованию школьников и студентов, написавшего и опубликовавшего множество статей и несколько книг о животных, искренне возмущают, мягко говоря, недостаточно обоснованные и совершенно непрофессиональные ьтребования о полном запрете на содержание и использование животных в цирке. Люди, не имеющие должного уровня естественнонаучных знаний и реально не работающие с животными, по-настоящему не разбирающиеся в цирковом искусстве, почему-то считают себя вправе требовать ликвидации животных в цирках России. Это как если бы я, ничего не понимая в физике, требовал от государства запрета на изучение теории относительности в школе и вузе, потому что она (якобы) подрывает веру россиян в свои силы и является причиной развития у них депресии... Кстати, фанатом цирка я тоже не являюсь. Но уважаю этот вид искусства, работающих в нём артистов, ценю любовь к нему других членов общества, считаю российский цирк таким же достоянием страны (учитывая достигнутый уровень мастерства актеров), как оперу, балет, русский драматический театр. И как наши шахматы с хоккеем, которые были лучшими в мире в те же 70-80-е годы…
Что касается посещаемости цирков, то, по данным из интернета, в России она растёт. С 2016 по 2024 год этот показатель увеличился почти в два раза. Некоторые факторы, способствующие росту посещаемости:
• Обновление программ. В цирках появляются полноценные спектакли с драматургией и сценарием, а не только набор номеров.
• СОХРАНЕНИЕ ЦИРКОВЫХ ЖИВОТНЫХ В ПРОГРАММАХ. По данным ВЦИОМ, более 70% россиян считают животных неотъемлемой частью цирка.
• Активность внутреннего туризма. Российский цирк пользуется популярностью, например, у китайских туристов.
• Доступность билетов. Несмотря на небольшое подорожание из-за инфляции, билеты в цирк продолжают оставаться доступными для широких масс.
https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/02/2024/65ca1e9b9a7947dc48542d15