У многих из нас, к сожалению, нет ощущения того, что мы не имеем права отбирать жизнь у животных без крайней на то необходимости. Убийство животного, не обусловленное реальной потребностью выживания человека, с моей точки зрения, должно рассматривается как проявление жестокости. Несчастная жертва, подвергающаяся насилию, приводящему к ее смерти, наверняка испытывает физические мучения. Человек не желает такой участи самому себе, следовательно – не имеет морального права жестоко поступать в отношении своих «братьев меньших». Духовно развитый человек способен жалеть и людей, и животных, он может мысленно представить себя в роли несчастного, обреченного на физическое мучение и гибель существа. Есть кожезаменители, есть искусственный мех. Их использование человеком не предполагает убийство животных. Это логичный и гуманный путь.
Понятно, что из каждого правила есть свои исключения. Отдельные племена и народы, традиционно не занимающиеся по разным (и весьма серьёзным) причинам содержанием и разведением домашнего скота или птицы. Понятно, что для них охота – важное, а иногда - единственное средство обеспечения своего существования, и поэтому она абсолютно оправдана с нравственно-этических позиций. Это же можно сказать о морском рыбном промысле как отрасли народного хозяйства, поскольку очевидна ее глобальная положительная роль в обеспечении огромного количества людей необходимыми им продуктами питания. Никто, конечно, не осудит и охотника, застрелившего тигра-людоеда, если не было возможности решить эту проблему каким-либо другим способом.
Но вот совсем другая история. Вполне сытый городской житель отправляется «на природу» с охотничьим ружьем, чтобы убить зверя или того же крокодила. Эта ситуация для него самого - прежде всего приключение или развлечение, а вовсе не способ добывания пищи, необходимой для собственного выживания. Рога, голову, шкуру лишенного жизни животного можно будет повесить на стене своего дома и хвастаться ими перед своими друзьями. Мясо добытого животного либо не будет использовано вообще, либо будет являться всего лишь дополнением к обычной диете, ведь оно не играет большой роли в жизни нашего «героя». Зато можно поразить друзей эффектными фотографиями, на которых удивляют своими размерами убитое животное, а из добытой таким образом кожи - сделать эффектную женскую сумочку для дочери, жены или подруги… Какие мотивы руководили этим вполне благополучным с финансовой и бытовой точек зрения охотником? Желание развеять скуку, стремление к самоутверждению, потребность «пощекотать» собственные нервы ощущением мнимой опасности (ведь в большинстве случаев против человека с совершенным орудием убийства – охотничьим ружьем – даже у опасного хищника почти нет шансов).
Одна из дам, имеющая сумку из крокодиловой кожи, как-то сказала мне: "Я же сама крокодила не убивала, а сумку из его кожи купила в магазине. Значит, я ни в чём не виновата!" Удивительно, но ей в головуне пришла мысль о том, что, покупая сумку из крокодиловой кожи, она, по сути, сама является заказчиком убийства животных и весьма довольным собой потребителем результатов этого убийства! Ведь не было бы спроса - не было бы и предложения... Ну и в заключение моей многословной речи - уже давно написанное мною стихотворение о снежном барсе. Барс, конечно,не рептилия, но тема - о тех же шкурах...
Александр Кулев
СНЕЖНЫЙ БАРС
Редок нынче этот зверь,
Не найти его теперь.
Иногда лишь он в горах
На козлов наводит страх!
Уж везде почти что он
Человеком истреблен.
Хищный нрав, красивый мех
Обрекли на неуспех!
В Красной Книге эта кошка -
Стало легче ей немножко...
Не люблю вопросов грубых,
Но один волнует что-то:
"А на дам в звериных шубах
Продолжается охота?"