Водяной уж (Natrix tessellata) широко распространен на юге Украины и Поволжья, на Кавказе, в Средней Азии и в Казахстане (Кудрявцев, Фролов, Королев, 1991). Эта крупная змея (до 140 см длиной) обитает в природе по берегам текучих и стоячих водоемов, в частности на рисовых полях, а также на морских побережьях и островах (Банников, Даревский, Рустамов, 1971). Эта гибкая и стройная змея, в отличие от обыкновенного ужа, не имеет по бокам головы желтых или белых пятен, и поэтому часто принимается людьми за змею другого биологического вида (нередко – ядовитую). Следствием является истребление человеком водяного ужа как «ядовитой змеи», что, к сожалению, осуществляется биологически безграмотными людьми, излишне боящимися змей и не осознающими их позитивной роли в природных экосистемах.
Водяной уж превосходно плавает и ныряет, нередко заплывая далеко в море. Охота начинается рано утром. К полудню змеи возвращаются на сушу, выползают на камни и греются, переваривая проглоченную добычу (Чегодаев, 1992). Водяной уж питается преимущественно различной рыбой. Второстепенной пищей являются лягушки и жабы, а также мелкие грызуны и изредка птицы (Банников, Даревский, Рустамов, 1971).
Изучение биологии змей данного вида предполагает организацию их длительного содержания в лабораторных или домашних условиях. В данной работе автор хотел бы поделиться собственным опытом содержания водяного ужа в неволе и результатами наблюдений за его питанием.
Важной проблемой при содержании змей в неволе является их кормление. Известно, что эти рептилии - хищники и в природе питаются живой добычей. Тот же самый стереотип пищевого поведения сохраняется у змей в лабораторных или домашних условиях. На данный факт указывается в большинстве отечественных специальных изданий, посвященных содержанию пресмыкающихся в неволе. В некоторых литературных источниках (Кудрявцев и др., 1991) отмечается, что змей можно приучить к питанию мертвыми животными.
Наш опыт показывает, что водяных ужей после длительного, а иногда и после кратковременного голодания можно легко перевести на питание оттаявшей свежемороженой (но не соленой!) рыбой мелких размеров (салакой, килькой и др.). При описанных выше условиях содержания животные регулярно принимали корм, положенный на дно террариума, с интервалом в 5-7 дней. Каждой змее предлагалось по 4-8 некрупных рыб одновременно. Вопреки литературным данным, мы неоднократно наблюдали процесс заглатывания ужами той или иной рыбы не с головы, а с хвоста. Число таких попыток составляло у некоторых змей до 8-12% от общего количества наблюдаемых случаев питания. При этом змеям очень мешали спинные и хвостовые плавники рыбы, направленные в неудобную для ужей сторону. Плавники упирались в края пасти змеи и таким образом существенно замедляли процесс питания. Предварительное (перед помещением рыб в террариум) обрезание плавников с помощью ножниц позволяло легко решить указанную проблему.
Обыкновенный уж (Natrix natrix) — второй представитель широко известных змей, часто содержащихся в неволе.
Литературные данные (Даревский, 1985) указывают на тот факт, что в природных условиях обыкновенные ужи питаются преимущественно лягушками, жабами и их молодью. Лишь изредка их добычей становятся ящерицы, мелкие птицы и их птенцы, а также мелкие млекопитающие (грызуны). Молодые ужи нередко ловят насекомых. Мелкую рыбу эти змеи поедают лишь эпизодически и в очень небольшом количестве. Известно, что за одну охоту крупный уж может проглотить до восьми лягушат или головастиков озерной лягушки. И.С. Даревский (1985) отмечает, что мелких лягушек уж глотает легко, но на поедание крупных особой он иной раз затрачивает несколько часов. В случае опасности змея отрыгивает проглоченных лягушек, которые, даже побывав в глотке змеи, в дальнейшем могут оказаться вполне жизнеспособными.
Далее приводятся результаты моих личных наблюдений за охотничьим поведением обыкновенных ужей при содержании их в неволе.
Мною неоднократно отмечалось, что голодные змеи начинали поиск пищи по собственной инициативе, не дожидаясь появления в террариуме кормовых животных. Поиск потенциальной жертвы сопровождался медленным перемещением ужа по дну террариума. При этом окружающие предметы ощупывались языком змеи. Подсаживание в террариум лягушки сразу же инициировало охотничье поведение голодной рептилии. Змея начинала активно преследовать потенциальную жертву, если первая же стремительная попытка рептилии схватить амфибию челюстями почему-либо оказывалась неудачной.
В специальной литературе отмечается, что преследуемая змеей лягушка издает характерные звуки, подобные блеянию овцы (Даревский, 1985). Однако мне лично при кормлении змей в террариумах эти звуки слышать не приходилось. Видимо, это явление все-таки является эпизодическим, или характерно для длительного преследования, чего при содержании змей в небольших помещениях обычно не бывает. Напротив, очень часто первый же бросок змеи на амфибию оказывался удачным.
В процессе проведения наших наблюдений также выяснилось, что наиболее часто змея ловила лягушку за одну из задних конечностей, нередко с последующей фиксацией краями челюстей и второй задней ноги земноводного. Жертва всегда заглатывалась живьем, без предварительного умерщвления. Если змея захватывала лягушку сзади, то при заглатывании задние конечности жертвы направлялись вперед, сгибаясь в тазобедренных суставах. В таком состоянии они не слишком мешали змее.
В некоторых случаях змея хватала лягушку за одну из передних конечностёй. Затем челюсти змеи постепенно перемещались на голову амфибии и вторую переднюю конечность лягушки. Если удачным оказывалось первое же нападение ужа на лягушку, жертва нередко захватывалась змеей за голову. В этой ситуации амфибия направляла задние конечности вперед и пыталась оттолкнуть ими голову змеи. Однако эти усилия почти никогда не были успешными. Исключения составляли лишь отдельные случаи, когда лягушка, вероятно, была слишком крупна для данного ужа, или когда змея была не очень голодна. Тогда, при серьезном сопротивлении со стороны жертвы, змея отказывалась от продолжения борьбы с нею.
Если рептилия захватывала челюстями не голову, а одну из задних ног амфибии, то и в этом случае попытки лягушки оттолкнуть голову змеи свободной ногой не были эффективными. В подавляющем большинстве случаев схваченная ужом лягушка была практически обречена.
При благоприятном температурном режиме процесс пищеварения у обыкновенного ужа протекает сравнительно быстро. Нами отмечались случаи, когда проглотившая некрупную лягушку змея уже через два—три дня снова была готова к приему пищи и активно охотилась. Обычно же считается, что змеи средних и крупных размеров переваривают пищу минимум 5—7 дней, в этот период неактивны и отказываются от корма.
Длительное содержание обыкновенных ужей в террариуме позволило перевести их на питание мертвой пищей: вынутыми из морозильной камеры холодильника и размороженными при комнатной температуре или в теплой воде лягушками. Предлагаемый корм брался адаптировавшейся к условиям неволи змеей непосредственно из рук человека, что еще более упростило технологию содержания обыкновенного ужа в террариуме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банников А.Г., Даревский И.С., Денисова М.Н. и др. Жизнь животных. Т.5. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
2. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. – М.: Мысль, 1971. – 303 с.
3. Гуржий А.Н. Ваш террариум. – М.: Аквариум-Принт, 2006. – 144 с.
4. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели.
- М.: Лесная промышленность, 1991. – 349 с.
5. Сосновский И.П. Амфибии и рептилии леса. – М.: Лесная промышленность, 1983. – 144 с.
6. Чегодаев А.Е. Удивительный мир рептилий. – СПб: Гидрометеоиздат, 1992. – 176 с.
7. Чегодаев А.Е. Ужи и полозы. Содержание. Разведение. Кормление. Профилактика заболеваний. – М.: Аквариум бук, 2002. – 80 с.
8. Экзотические домашние животные. – СПБ: ООО СЗКЭО Кристалл, 2006. – 176 с.
АВТОР СТАТЬИ
Александр Вадимович КУЛЕВ, академик Российской экологической академии, профессор Российской академии естествознания