В этой статье обсудим ещё одну немаловажную проблему, имеющую прямое отношение и к террариумистике, и к учебно-воспитательному процессу. Есть мнение, что содержание в неволе, а также публичная демонстрация змей иногда имеют нежелательные последствия нравственно-этического характера. Это, прежде всего, касается такого аспекта, как процедура кормления змей. В педагогических кругах нередко обсуждается вопрос : «Допустимо ли склонять детей к наблюдению сцен жестокости?!». В контексте проблем, анализируемых в данной статье, он звучит следующим образом: «Можно ли показывать детям процесс охоты и питания змей, содержащихся в условиях неволи?»
Полагаю, что позиция взрослых, проявляющаяся в попытке во всех случаях скрыть от глаз детей взаимоотношения между хищником и жертвой из соображений «гуманности», является ошибочной. Более правильным в педагогическом отношении будет иной подход. Необходимо формировать адекватное восприятие детьми и подростками процессов охоты и питания змей как реальности, существующей в природе. Давайте не будем лицемерить. Большинство из нас – взрослых людей - не является вегетарианцами. И у многих из нас в морозильных камерах холодильника лежат тела рыб, домашней птицы или фрагменты тел крупного рогатого скота, которые в перспективе будут приготовлены должным образом и поданы на стол в качестве ужина. Можно быть уверенным в том, что дети и подростки прекрасно понимают, кем был ранее кусочек мяса до того момента, как он попал на прилавок продуктового магазина, а далее - стал котлетой на тарелке, стоящей на столе. И, конечно, они догадываются о том, что произошло с тем животным, тело которого продают в этом самом продуктовом магазине. И аргумент типа «это же не я сам убил животное» является слабым утешением. Ведь понятно, что, если бы мы все не покупали мясо в магазине, его бы туда не привозили, поскольку на него не было бы спроса. А значит - не было бы и людей, лишающих жизни коров на скотобойнях… Следовательно, поедая котлету за ужином, мы в этом смысле ничем не лучше змеи, заглатываюшей мышь. Просто к первому из названных действий мы все привыкли, поскольку совершаем его ежедневно и на протяжении многих лет, а второе для нас необычно, многим оно кажется жестоким и поэтому вызывает субъективное неприятие и отторжение. Но обратим особое внимание на тот факт, что изучение пищевого поведения змей (если оно правильно организовано педагогом или родителем) прежде имеет ярко выраженную познавательную направленность, т.е. носит образовательный характер.
Подчеркнем, что при организации и проведении наблюдений за охотящейся змеёй нужно акцентировать внимание учащихся не на «смаковании сцен насилия», а на выявлении способов добывания корма хищным животным и его морфологических адаптаций, связанных с питанием. Юному наблюдателю нужно объяснить, что охота хищника с последующим поеданием жертвы - естественная потребность, без которой невозможно его выживание. Кроме того, важно отметить, что охотящаяся змея не проявляет по отношению к грызуну, лягушке или другой потенциальной добыче ни злобы, ни осознанной жестокости. Она «всего лишь» использует подаренный ей природой комплекс приемов, позволяющий не остаться голодной и не погибнуть от истощения.
Конечно, жалко мышь или лягушку, которую поедает змея. Но ведь не менее жалко должно быть и змею, погибающую от голода. Педагог или родитель должен объяснить подростку, что само охотничье поведение змеи, защитные реакции потенциальной жертвы, морфологические и поведенческие адаптации рептилии при заглатывании добычи являются интереснейшими аспектами зоологического исследования, и без знакомства с этими вопросами представление о биологии тех или иных видов животных будет неполным или искаженным. Думается, что подобный подход к организации процесса изучения подростками отношений между хищником и жертвой не принесет нашим детям какого-либо психологического или нравственного вреда.
Следует подчеркнуть особо, что содержание учащимися змей в своих домашних террариумах может быть эффективно использовано педагогом для организации исследовательской работы школьников. В частности, им может быть предложена ориентировочная основа действия - подробный план, нацеленный на изучение различных биологических особенностей змей, живущих в условиях неволи. Ниже приводится инструкция для юного исследователя, которая была разработана автором этой статьи. Из неё преподавателем биологии при необходимости могут быть удалены пункты, связанные с изучением пищевого поведения змей (в том случае, если педагог сочтет их недопустимыми с психологической или этической точки зрения). В ином же случае (например, если школьник уже неоднократно наблюдал охоту и питание змеи, содержащейся в своем домашнем террариуме, и воспринимает это адекватно) данная инструкция может быть использована при организации познавательной деятельности школьника в полном объеме.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НЕЯДОВИТЫХ ЗМЕЙ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НЕВОЛИ
1. Познакомься по литературным источникам с распространением, биологическими особенностями изучаемого тобой вида змей.
2. Используя литературу для любителей террариума, выясни, как правильно содержать представителей данного вида змей в условиях неволи.
3. Подробно опиши террариум, в котором находится изучаемое тобой пресмыкающееся, и сопоставь это описание с уже известными тебе правилами содержания рептилий в неволе.
4. Внимательно рассмотри и подробно опиши особенности внешнего строения змеи (размеры и форму тела, его окраску, расположение органов чувств). Объясни, почему это животное имеет именно такой облик.
5. Обрати внимание на скорость передвижения змеи в террариуме, а также - на ее способ перемещения в пространстве.
6. Проведи несколько наблюдений и таким образом выясни, сколько времени змея проводит в неподвижности, а сколько – в активном состоянии при определенной температуре воздуха в террариуме. Сделай вывод о степени активности животного в данных температурных условиях. Если животное содержится у тебя дома – измени температуру воздуха в террариуме на несколько градусов (в пределах допустимых величин) и проведи несколько повторных наблюдений. Сравни полученные результаты.
7. Проведи несколько наблюдений и выясни, сколько времени змея проводит в неподвижности, а сколько – в активном состоянии до и после кормления. Сравни и объясни полученные результаты.
8. Если животное находится в твоем домашнем террариуме, изучи особенности его питания. При этом дай ответы на следующие вопросы:
- Какие виды кормов поедаются рептилией наиболее охотно?
- Всегда ли кормовое животное подвергается нападению змеи?
- От чего зависит, нападает ли змея на кормовое животное, или нет?
- Как часто питается изучаемая тобой змея при различных температурных условиях?
- Как ведет себя змея при охоте на тех или иных животных?
- Как ведет себя животное, на которое нападает змея?
- Всегда ли охота змеи оказывается удачной и почему?
- Каким образом змея убивает свою добычу?
- Как змея поедает свою жертву?
- Что позволяет змее проглотить кормовое животное, размеры тела которого больше, чем размеры головы или шеи змеи?
9. Подробно опиши, как изменяются поведение и внешний облик змеи при подготовке к линьке.
10. Как происходит линька у этого животного (что при этом наблюдается)?
11. Как выглядит старая кожа змеи после окончания линьки?
12. Если пресмыкающееся является твоим домашним питомцем, проведи опыты, в которых изучи влияние температуры в террариуме и режима питания змеи на сроки наступления линьки у этого животного. Сделай необходимые выводы.
Результаты исследования (в сочетании с компьютерной презентацией на соответствующую тему) могут быть доложены на заседании биологического кружка или на уроке при изучении школьниками змей как представителей класса Пресмыкающиеся.
Александр Вадимович КУЛЕВ, Гранд-доктор педагогики, доктор философии, кандидат педагогических наук, академик Российской экологической академии, профессор Российской академии естествознания