ЗЕЛЕНАЯ ИГУАНА Широкий горловой мешок и зубчатый гребень вдоль хребта придают игуане обманчивую внешность дракона. На самом деле зеленая игуана — безобидное животное, хотя и кажется нам пришедшей из тьмы веков. Как все другие игуаны, за исключением игуан Мадагаскара, которые составляют загадку для зоологов, зеленая игуана живет в Новом Свете.
Игуана относится к отряду чешуйчатых, история которого плохо изучена. Наиболее вероятными предками чешуйчатых могли быть Prolacerta, несколько ископаемых остатков которых нашли в отложениях триаса (мезозой) в Южной Африке.
Игуаны — это подотряд, включающий 3 семейства: агамовых, хамелеоновых и игуановых. Первые ископаемые остатки этих ящериц появляются 70 млн лет назад, но возможно, они происходят от юрских Bavarisaurus. Семейства игуановых появляется в олигоцене (35—23 млн лет назад). В то время как их кузены агамы населяли Африку и Старый Свет, игуаны распространились по всему Американскому континенту, образовав около 70 видов.
Популяции игуан на островах Галапа-гос, Фиджи и Тонга в Тихом океане, без сомнения, обязаны своим возникновением отдельным особям или группам животных американского происхождения, которые случайно пересекли океан на естественных плотах. Вообще, предполагают, что игуаны не имеют ничего общего с африканскими агамами, даже если между двумя семействами и существует единственное серьезное различие, заключающееся в типах зубов, расположенных на гребне челюсти у агам (акродонтные зубы) и закрепленных на внутренней стороне челюстных костей у игуан (плевродонтные зубы). Однако присутствие игуан на Мадагаскаре составляет настоящую загадку для исследователей, поскольку в Африке не удалось найти никаких ископаемых остатков этих животных. Некоторые авторы полагают, что эти мадагаскар-ские популяции имеют все-таки африканское происхождение. Другие ученые склоняются к тому, что некоторым игуанам удалось пересечь Атлантику и достичь Мадагаскара, минуя Африку.
Французский герпетолог Шарль Блан предлагает интересную гипотезу, согласно которой игуаны Мадагаскара пришли из Антарктики. Игуаны могли находиться на этом полярном материке, когда он только отделился от Южной Африки, но им не удалось затем заселить Африку из-за климатических условий.
Исключительно американский вид, зеленая игуана (Iguana iguana), без сомнения, мало изменилась с древних времен, как, впрочем, и другие игуаны. Все еще широко распространенная сегодня, она все более и более уничтожается человеком из-за своего вкусного мяса.
Вытянувшись на дереве, игуана настороженно следит за происходящим своими золотисто-коричневыми глазами. Эта крупная миролюбивая ящерица, с чешуями, кое-где преобразованными в разного рода шипы, с длинными пальцами, кажется пришедшей ил глубины веков и смотрящей на нетерпеливых свысока. Ее фантастическая внешность вызывает страх, хотя этот «мудрец» довольствуется всего лишь листьями, фруктами и особенно солнцем.
ЖИЗНЬ ЗЕЛЕНОЙ ИГУАНЫСтойкий приверженец безделья Это весьма ленивое животное, поскольку 96% своего времени проводит в праздности, 3% тратит на размножение и не более 1% своей жизни посвящает питанию. Этому беспечному существу в самом деле почти нет нужды передвигаться, чтобы раздобыть еду. Игуана много ест в период дождей, не сходя со своего места, и менее прожорлива в сухой сезон.
В то время как молодые игуаны всеядны и потребляют с одинаковым аппетитом как листья, так и насекомых, взрослое животное — строгий вегетарианец. На первый взгляд игуана питается любыми растениями, какие попадаются ей на пути.
Однако поскольку она живет почти только на деревьях, то выбирает в основном листья или побеги эпифитов, растущих на ветвях деревьев, как, например, бильбергия (орхидея). Любит она полакомиться и фруктами.
Питаясь, она захватывает еду ртом без помощи лап и откусывает ее своими острыми зубами маленькими порциями. Зубы игуаны не приспособлены для жевания, поэтому она сначала разгрызает листья на кусочки, которые затем проглатывает. Мелкие же плоды она съедает целиком.
Исследования, проведенные для сравнения эффективности пищеварительной системы ящериц — хищников и растительноядных видов, показали, что она составляла от 30 до 70% у вегетарианцев и от 70 до 90% у хищников.
Переваривание пищи за счет брожения
Листья, проглоченные игуаной, сбраживаются в кишечнике животного.
Этот процесс, который можно сравнить с превращением сырой капусты в квашеную, осуществляется с помощью двух видов бактерий —Leuconostosn Clostridium. Присутствие кислот сдерживает разложение, препятствуя достижению стадии, присущей квашению капусты. Пока не удалось доказать, что передача кишечной флоры носит наследственный характер. Каждая ящерица получает свою флору из пищевых продуктов.
Структура толстой кишки, число клапанов в которой является постоянной, используется в систематике игуан.
УСВОЕНИЕ ПИЩИ, БЛИЗКОЕ К СОВЕРШЕНСТВУИгуана способна усваивать вещества, образующиеся в результате сбраживания продуктов, которое осуществляется за счет бактерий и простейших, составляющих флору ее кишечника. В ходе химических реакций алкалоиды, токсичные азотистые соединения, преобразуются в безопасные вещества.
Метаболизм игуан может деактивировать ядовитые алкалоиды, содержащиеся в листьях некоторых растений, как, например, манцениллы.
Почти вся жизнь на деревьях Взрослые игуаны ведут одиночный образ жизни или держатся небольшими группами. Двое американских ученых, Беверли и Ду-ган, в 1980 г. встречали в Панаме группы, включавшие от 7 до 13 животных, всегда с одним крупным доминирующим самцом, 1 — 3 самцами средних размеров и 4 или 6 самками. В Белизе плотность молодняка варьируется от 0,25 до 0,41 особей на 100 м2. Крупные самцы избегают этих скоплений; они никогда не кормятся больше одного дня на одном и том же дереве.
Древесные лентяиЗа исключением редких вылазок на твердую землю в поисках солнца, или прыжков с дерева на дерево при бегстве от опасности, или, наконец, при миграциях самок к месту откладки яиц, эти крупные ящерицы почти не покидают своего обычного насеста. Одно дерево может обеспечить все нужды особи — пищу, терморегуляцию и ночной отдых.
Зеленая игуана населяет преимущественно мангровые заросли или берега рек. На ночь она выбирает тонкую ветку диаметром от 1 до 2 см, расположенную параллельно или перпендикулярно почве. Между высотой насеста и длиной тела ящерицы существует определенная взаимосвязь: самые крупные или наиболее старые особи устраиваются выше, чем животные меньших размеров и молодые.
В 1974 г. американский исследователь Хендерсон, который работал в Белизе, отмечал, что 50% деревьев, используемых игуанами как насест, составляет Citharexy и 30% приходится на мимозы, что составляет 15 % от общего числа древесных растений. Когда игуана находится в состоянии покоя — а в нем она чаще всего пребывает, — она расслабляется на ветке, свесив лапы. При малейшей опасности игуана плюхается в воду с громким всплеском.
Зато молодая игуана редко пользуется насестом, расположенным над водой. Чтобы скрыться, она обычно использует галереи одного из обитателей мангровых зарослей — краба Cardisoma.
Она принимает солнечные ванны в лесных зарослях или кустарнике, сливаясь с листьями, которые скрывают ее от посторонних взглядов. С наступлением сумерек она взбирается на деревья на высоту 2—3 метров.
В отсутствие какой-либо опасности только потребность в пище может заставить игуану перемещаться.
Так, в Панаме тропическое дерево, которое называют «monbin» и которое обычно плодоносит с августа по сентябрь, привлекает всех окрестных игуан, покидающих свои обычные насесты, как правило, небогатые пищей. На одном из таких больших деревьев можно насчитать до пятнадцати животных, утоляющих голод или предавшихся сну.
Пресмыкание, бег и демонстрация силы Если игуана спускается на землю в поисках пищи или для принятия солнечной ванны, она медленно ползет, волоча брюхо по земле, подогнув лапы и виляя хвостом.
Если же она вынуждена покинуть свое дерево, спасаясь от опасности, она может броситься вниз, расставив лапы и вытянув хвост, или же просто броситься наутек на распрямленных лапах, с высоко поднятым над землей брюхом и активно работающим хвостом. Кроме того, иногда удается увидеть игуану, которая, опустив голову, медленно пятится или движется боком.
Когда две игуаны готовятся к бою, они медленно сближаются на напряженных лапах, расправив горловой мешок это демонстрация силы.
Игуана — замечательный пловец, легко перемещающийся по поверхности воды с приподнятой головой и вытянутыми вдоль тела конечностями. Хвост же при этом быстро изгибается, выполняя роль двигателя.