22 сентября. Прогулка с итальянцами. Змеи.На следующий день у Чиминды была экскурсия. Поскольку туристы не могут находиться в лесу без сопровождения
няни гида, у меня был замечательный выбор - пойти с ним или остаться сидеть в доме. Естественно, я решила пойти.
Перед этим мне, правда, предстояло пройти по заповеднику от домика до входа. Но все обошлось в общем-то благополучно: мне встретилась всего одна местная тетушка, которая спросила меня, куда я иду (ну, то есть местных мне встретилось немало, они по этой туристической тропе много ходят, но просто только эта тетушка поинтересовалась, что я, собственно, тут делаю). Я бодро ответила, что иду на встречу с моим гидом, что было чистейшей правдой, и этот ответ ее удовлетворил.
По дороге снова увидела белку:
Вести предстояло пару итальянцев. Прикол в том, что с меня за трехчасовую экскурсию взяли 1500 рупий, а с них 2500. Это что, гибкая политика ценообразования - чем больше готов заплатить, тем больше с тебя возьмут?
Итальянцев звали Романа и Деннис. Они очень боялись пиявок, поэтому одели длинные носки, и заправили в них брюки. Я была в ботинках, но штанины брюк, наоборот, отстегнула.
Пиявок, кстати, в последние дни стало заметно меньше. Эти твари активизируются после дождя, а его давно не было. Когда шли дожди, они меня донимали просто жутко. Особенно в спортивных босоножках. Пиявки забираются под ремешки, где их не видно, и присасываются там. Бывало, что почувствовав укус, я снимала босоножку и обнаруживала в одном месте скопление из трех-пяти кровопийц. Причем укус одной провоцировал кровотечение, которое потом притягивало остальных, как магнитом.
Больше всего пиявок на нехоженных тропах, покрытых листовым опадом. На чистых туристических дорожках их почти нет, но и ходить по таким дорожкам не очень интересно. Причем сидят они, такое ощущение, группами. Иной раз проходишь сто метров, и ни одной пиявки, а после следующих десяти смотришь на ботинки - а по каждому уже ползет десяток червей.
К счастью, пиявкам не нравится репеллент от комаров. Через носки, как я писала, они тоже прокусывают. Поэтому я приспособилась мазать репеллентом не только ноги, но и носки. Это давало какое-то спасение, твари залезали на ботинки, но так на них и сидели, не решаясь перебраться на неаппетитные носки. Кстати, если бы на мне были длинные брюки, они бы просто пролезли по ним до того места, где репеллента уже нет. Поэтому я предпочитала оставлять голени открытыми - пиявки не лезли на смазанную москитолом кожу, а если и находились смелые, их было легко снять.
Итак, итальянцы укутались в носки и брюки, я осталась в ботинках и штанах, Чимида - просто в шлепанцах. И мы пошли. Я рассказ особо не слушала, поскольку ничего нового там не было, больше ходила по окрестностям и ворочала бревна и камни. Без особого успеха, впрочем.
Змей на сей раз не было, зато были прикольные ящерицы Lyriocephalus scutatus:
Еще видели много красивых бабочек и эндемичную кукушку. (Второе фото - это на самом деле трупик
. Живых мой фотоаппарат обычно не берет...)
Купаться итальянцы не захотели, я тоже отказалась - я лучше потом одна схожу и вдосталь наплаваюсь. Так, посидели, полюбовались водопадом, рыбками, ползающими по дну раками.
Потом итальянцы с гидом пошли на выход, а я к домику, благо от него было два шага.
За обедом местные принесли мне подарок. Balanophis ceylonensis, шикарный, с красной головой. Вела змея себя абсолютно спокойно, кусаться не пыталась, я ее с удовольствием пофотографировала и вернула местному, который, не мудрствуя лукаво, отпустил ее возле самого дома. Поймал он ее, как он сказал, на чайной плантации.
После обеда я пошла на прогулку дальше по тропе, в глубь заповедника. Там есть несколько очень красивых водопадов:
На тропе из-под ног разбегаются ящерицы (все те же kengoroo lizards), лягушки, в воздухе летают
. Дошла до водопада, пофотографировала, посидела. Хотела пойти назад, но... тропа кончилась! Хотя не должна бы. Ну то есть где-то она, видимо, продолжается. Но я не нашла. Пошла пешком вверх по руслу одного из ручьев, залезла до самой вершины горы, но тропы так и не обнаружила. Пришлось спускаться.
Снова гуляя по водопаду, подскользнулась, съехала в воду, набрав в оба ботинка, да еще и намочила камеру. В итоге из нее выпал аккумулятор - хорошо что я это вовремя заметила и нашла. Но камера работать перестала. Не знаю, удастся ли ей еще что-то снять.
Камера после купания работать отказывалась. Режимы скакали и переключались по своему желанию, фокусироваться не хотела, время не запоминала. Я надеялась, что после просушки ситуация исправится.
По закону подлости в связи с отсутствием камеры должен был попасться кто-то необчыный. Действительно, я тут же увидела очень красивую kengoroo lizard в брачном наряде, с изумрудно-зеленой шеей, сфотографировать которую не смогла. А дома на крыльце сидел красивый богомол, которого я тоже сфотографировать не смогла. Вот ведь блин...
Вечером пошли погулять с фонариком. В голове мелькнула мысль, что по закону подлости сегодня день должен быть удачным.
Обычно Чиминда сопровождал меня до дома, но в этот раз не мог. Спросил, вернусь ли я одна домой. Конечно, вернусь, что за дела! "Ты как парень" - заметил он - "обычно женщины боятся ходить одни в темноте, здесь могут быть животные". Я не нашла ничего лучше, чем сказать, что люди намного опаснее животных, и если кого-то и бояться, то именно людей.
Закон подлости между тем работал. Сначала мы увидели огромную сколопендру, не меньше пятнадцати сантиметров. Я попыталась сфотографировать на телефон, но и в дневном свете это затея безблагодатная, а уж в свете фонарика...
Потом была маленькая плетевидка, примерно как в первый раз. Она сидела на траве, на высоте меньше полуметра. Она была очень недовольна моим вторжением, покусала мне пальцы, вызвав мою умиленную улыбку. После чего с пожеланиями доброй ночи была возвращена на то же место.
Следующим был, видимо, ликодон. Может и крайт, но морда длинная. Впрочем, в руки я его брать не стала - никакой подходящей для фиксации палки у меня не было, сфотографировать я его все равно бы не смогла. Так, притормозила, полюбовалась, как он свернулся в клубок, спрятав голову под тело и позволила ему уползти вниз по склону.
На выходе из заповедника Чиминда остановил мопед. Сказал, что это его друг и я могу поехать назад с ним, а не идти пешком. Я прикинула: фонарик я сегодня не заряжала, его надолго не хватит. Со мной еще телефон, но на сколько хватит его заряда - я представления не имела. Лучше, наверное, действительно поехать.
Сев в мопед, я поняла, что вошла во вкус этого средства передвижения! Ну круто ведь - кругом темнота, узкая тропинка то вверх, то вниз, и мы по ней на мопеде! Вдруг дорогу перебежал огромные птицеед. По моему крику парень остановился и дал мне вволю налюбоваться и в очередной раз выругаться превратностям судьбы, по которым именно сегодня я осталась без камеры.
Птицеед был совершенно шикарен. В длину с лапами в нем было не меньше 20 сантиметров. Серый, с длинными лапами, но не широкими, как у цириопагупуса. Была мысль, что это самец, который ищет самку, но великоват для самца, пожалуй. Вид определить не берусь.
Мой возница только пару раз предостерегающе крикнул, чтобы я руками к пауку не лезла. Спасибо, я и так знаю, что такое азиатские пауки-птицееды и погладить сию красу не рвусь.
Интересно, такое обилие живности говорит о том, что у них начался какой-то новый период жизненных циклов, или просто повезло (или не повезло с учетом остутствия фотоаппарата)?