Жаба-ага против...
Н.Ю.ФЕОКТИСТОВА
«Портрет» жабы-аги в фас Мы уже не раз писали о тревожной тенденции – сокращении численности видов земноводных в различных уголках земного шара. Однако среди представителей этого класса есть и такие, которые не только продолжают прекрасно себя чувствовать, но и активно расселяются на новых территориях, успешно конкурируя даже с млекопитающими!
Речь идет о жабе-аге (Bufo marinus) – крупном, достигающем порой 25 см бесхвостом земноводном из семейства настоящих жаб (Bufonidae). Как и у других жаб, кожа у аги сильно ороговевшая, бородавчатая, а по бокам головы расположены крупные околоушные железы, вырабатывающие ядовитый секрет. Кроме того, на голове у жабы-аги сильно выступают костные «брови». Окрашено это крупное земноводное в темно-бурый или светло-серый цвет с большими темными пятнами.
Естественный ареал жабы-аги охватывает Центральную и Южную Америку, где она распространена достаточно широко.
Сильно ороговевшая кожа позволяет этому земноводному жить не только в относительно сухих местах, но и выдерживать достаточно высокую засоленность почвы и воды и обитать вдоль морских побережий, там, где пресная вода в устьях рек смешивается с океанической. За это она даже получила свое научное название – «морская жаба». Сухая, малопроницаемая для воды кожа аги, естественно, плохо пригодна для газообмена. Вероятно, поэтому легкие этой жабы – одни из самых развитых и совершенных в классе амфибий.
Жаба-ага крайне плодовита. Каждая взрослая самка за один сезон откладывает около 35 000 яиц, из которых выходят очень мелкие – всего несколько миллиметров длиной – черные головастики. Очень небольшие – во всяком случае по сравнению с солидными размерами взрослого животного – и только что прошедшие метаморфоз жабята. Длина их тела составляет около 1 см.
Зато после метаморфоза молодые жабы-аги растут очень быстро. Эти земноводные отличаются крайней прожорливостью. Добычей взрослых жаб становятся не только насекомые и другие членистоногие, но и земноводные, мелкие ящерицы, птенцы и зверьки размером с мышь. На морских побережьях жабы-аги поедают крабов и даже медуз. А в неволе с охотой потребляют сухие корма для собак и кошек, что достаточно ярко свидетельствует об их непритязательности в отношении пищи.
Еще одна известная особенность аги – сильная ядовитость. Яд, содержащийся в ее заушных железах – паротидах, индейцы использовали для изготовления отравленных стрел. Мало того, ядовитое начало секрета этих желез имеет стероидную основу и поэтому представляет опасность не только при попадании в кровь через ранку или слизистые оболочки, но и может проникать в организм через неповрежденную кожу. Поэтому этих жаб (а их довольно часто содержат в террариумах) нельзя брать в руки, особенно детям, которые могут неосторожно сдавить ядовитые железы и для которых яд может оказаться смертельным.
Яд, выделяющийся из паротидов жабы-аги Ядовитыми являются не только взрослые аги – ядовиты их икра и головастики. Известен случай, когда люди погибли, съев суп, в который случайно попала икра этих земноводных. Правда, есть среди животных и такие, которым яд жабы-аги не наносит заметного вреда. На нее с успехом охотятся молодые крокодилы и некоторые водяные змеи, а также водяные крысы.
Помимо своего естественного ареала, жаба-ага встречается и на Гавайских островах – ее завезли туда для борьбы с вредителями на плантациях сахарного тростника. И она вроде бы неплохо справляется там со своими обязанностями. Несколько позже возникла идея завезти это прожорливое земноводное – с той же целью, защитить плантации сахарного тростника, – и в Австралию.
В 1935 г. 120 жаб были выпущены на территории тропического штата Квинсленд на севере-востоке Пятого континента. На новой территории жаба-ага почувствовала себя превосходно и начала быстро распространятся по самым разным участкам – от мангровых зарослей до полей, от лесов и болот до песчаных дюн. Весьма охотно стала селиться эта жаба и в садах и парках.
В новых условиях жабы приступили к размножению, начали быстро увеличивать свою численность и заселять новые территории. В настоящее время граница распространения этого вида в Австралии каждый год сдвигается к югу и к западу примерно на 25 км.
Вот только вредителей на австралийских плантациях от присутствия там прожорливых жаб особо не убавилось – в новых для себя местах ага нашла много другой подходящей добычи. В том числе и таких представителей местной фауны, в сокращении численности которых австралийцы никак не были заинтересованы. Ее жертвами становятся местные виды амфибий и ящериц и мелкие сумчатые зверьки, в том числе принадлежащие к редким видам.
Длинноногая лягушка (Cyclorana longipes), которая может исчезнуть с приходом жабы-аги Врагов же у аги в Австралии, как и на родине, оказалось немного. Мало того, попытки съесть ядовитую амфибию приводили к гибели местных хищников, среди которых оказывались не только бродячие собаки и кошки, но и аборигенные виды крупных ящериц, змеи и сумчатые. Именно присутствие аги считается причиной снижения численности австралийских красно-черных змей и сумчатых куниц.
А по отношению к некоторым местным видам земноводных жаба является не только хищником, но и конкурентом. Конкурировать за пищу могут как взрослые, так и молодые особи, а также головастики. Чтобы проверить степень влияния аги на местных лягушек, ученые даже разработали чрезвычайно хитрую систему, автоматически регистрирующую звуковые сигналы (т.е. попросту крики) как жаб, так и лягушек – по несколько часов каждую ночь на протяжении многих месяцев.
Эти электронные системы питаются от солнечных батарей и замаскированы под столбы линии электропередачи – чтобы избежать нежелательного интереса окрестного населения. Анализируя потом частоту криков, можно установить соотношение числа особей изучаемых видов, а устанавливая цепочку аппаратов на границе нынешнего обитания жабы – изменение этого соотношения по мере дальнейшего распространения нежелательного вселенца.
Видимо, с жабой-агой в Австралии – как это бывало уже со многими видами, завезенными сюда с благими намерениями, – придется бороться. Методы такой борьбы пока не разработаны. Возможно, для этого будут использовать какой-то специфический вирус. Большие надежды возлагаются и на вещества с отпугивающим запахом. Однако прогнозы специалистов о перспективах такой борьбы не очень оптимистичны.
Первая жаба-ага, которую встретили ученые на северной территории в январе 1996 г. Справедливости ради надо отметить, что некоторую пользу от жабы-аги австралийцы все-таки получили. В 50-х и начале 60-х гг., до разработки чисто химических тестов, применяемых для установления факта беременности у человека, для этой цели использовали... некоторые виды земноводных. Дело в том, что половая система этих животных реагирует на гормоны, накапливающиеся в организме беременной женщины. В Австралии в качестве дешевых «датчиков» «применяли» самцов жабы-аги, вводя им в лимфатическую ткань некоторое количество мочи пациентки. Если через несколько часов в моче самой жабы с помощью микроскопа можно было увидеть начавшие вырабатываться сперматозоиды – тест считался положительным. Правда, перед анализом женщину обычно спрашивали, не принимала ли она аспирин, и если принимала, то тест откладывали на несколько дней. Дело в том, что жабы этого лекарства не переносят и гибнут...
Автоматическая система регистрации криков лягушек и жаб, которую ученые помещают в специальный столбПо материалам журналов
• Nature Australia. 1999-2000. V.26. No 7,
• Nature Australia. 2000 V.26. No 9.
http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200004401