Сейчас значительную часть поступающих в продажу особей Boiga dendrofila составляют природники. Пойманные в природе особи, да еще и обитатели влажных тропических лесов - довольно сложная для адаптации к жизни в неволе группа. К обычным проблемам с природниками у них добавляется все то, что проистекает из их адаптации к жизни в условиях высокой влажности - в первую очередь подверженность обезвоживанию и простудным заболеваниям. В частности, у моих животных и животных по крайней мере одного кипера возникли одинаковые симптомы респираторного заболевания, что говорит о том, что оно может быть достаточно широко распространено у поступающих из природы бойг (дендрофил, а возможно - и других видов). Я постараюсь максимально расписать симптомы и схему лечения, надеясь, что это поможет другим террариумистам в подобной ситуации.
Итак, две особи (самец около метра длиной и самка в полтора-два раза меньше) появились у меня 28 мая, т.е. около месяца назад. Со слов продавца, они у него успели поесть лягушек. У меня самец отказывался от любой предлагаемой пищи (предлагала лягушек, ящериц и птиц), самка дважды взяла прытких ящериц.
В районе 20 июня я заметила, что самец сильно похудел. Осмотрев пасть и ноздри, я обнаружила выделения слизисто-гнойного характера из ноздрей и большое количество пенящейся слюны во рту. Заподозрив ринит и/или пневмонию, я стала промывать пасть хлоргексидином и колоть внутримышечно байтрил в стандартной дозировке.
На этой фотографии видны выделения из ноздри:
Помимо истощения, общей вялости змеи и описанных выделений из носа и в пасти, была замечена такая черта, как утолщение змеи в области легких. Как бы это описать поточнее... Был очень заметен переход от худой (особенно худой ввиду истощения змеи) шеи и передней части туловища к толстой области легких. У здоровых бойг такого нет. Сейчас я понимаю, что это - свидетельство воспаления легких и их отека. Вот как это выглядит:
Также может наблюдаться поднимание головы с открытым ртом, но у бойг оно было заметно только после некоторого периода осмотра, поскольку на ветках они просто располагались таким образом, что голова располагалась выше остального тела, эта поза была естественной и подозрений не вызывала. А вот если змея некоторое время находилась на земле, она начинала поднимать голову и приоткрывать пасть.
23 июня я попала на прием к Д. Б. Васильеву. Был сделан мазок слизи из трахеи и носовой полости. В мазке из трахеи обнаружены жгутиковые двух родов - Monocercomonas и Tritrichomonas, а также личинки и яйца нематоды Rhabdias. В мазке из носовой полости - только жгутиковые, нематод не было. Таким образом был уточнен диагноз - пневмония, вызванная простейшими и жгутиковыми.
(Замечу в скобках что, по словам доктора Васильева и его помощников, рептилии из Индонезии вообще богаты на самую разнообразную паразитическую фауну, моя бойга не была чем-то сверхвыдающимся для животных, прибывших из тех областей. Что, несомненно, имеет смысл учитывать, заводя природников родом оттуда.)
Назначена следующая схема лечения:
1. Ивомек в дозе 300 мкг/кг веса (в растворе это 0,1 мл/100 г массы тела)
2. Flagyl в смеси с нистатином: к 1 мл флагила добавляется порошок из 1/8 растертой таблетки нистатина, водой довести объем до 2 мл. Давать по 0,15 мл (это на 65 г моей змеи) ежедневно в течение 7 дней. Раствор можно хранить 3-4 суток.
3. Подкожно - раствор Рингера (2 мл) + аскорбновая кислота 5% (0,1 мл) в течение 5 дней
К сожалению, самец не пережил дорогу из МосЗоо домой. К тому моменту, когда я достала его из мешка, он был мертв и слегка закоченел. На вскрытии видно, что легкие заполнены вспененной слизью, также гнойная слизь была в трахее. Остальные органы, насколько я могу судить, в норме.
Слизь в легких:
И в трахее:
Вещь, которая поразила меня на вскрытии. Предупреждая вопросы: я уверена, что змея на этот момент была мертва. Она начала коченеть, кровь из разреза не сочилась. Просто такая вот мощная автоматия.
Кроме того стоит заметить, что паразиты, вызывающие заболевания, могут передаваться в другие террариумы в водной пленке. Например, между двумя соприкасающимися влажными террариумами, при перестановке поилки, через корм, инструменты, руки. Это создает опасность возникновения эпизоотии среди животных - и, по словам Д. Б. Васильева, такие случаи в МосЗоо были. Что напоминает о важности карантинировании природников, причем желательно если не в отдельном помещении, то хотя бы в стоящем отдельно от других террариуме, с индивидуальной поилкой, без пересадки корма после отказов к другим животным, с обеззараживанием рук и инструментов после работы с такими животными.
Сейчас я пытаюсь спасти вторую бойгу, у нее возникли сходные симптомы: истощение, выделения из носа, пена во рту. Но, поскольку лечение начато раньше - я думаю, что надежда есть. По крайней мере, ей не становится хуже.