Наконец добралась до осени.
Тундра в агонии лета и цвета перед долгой-долгой белой-белой зимой. Называется «запомни меня молодой и красивой» (!). С молодой, конечно, погорячилась, но что красивая – точно.




А вот такие авто в моде в тундре. Они не тонут в болоте за счет огромных баллонов, и практически не травмируют поверхностный слой почвы, под которым покоится вечная мерзлота. Экосистема тундры крайне ранима – восстанавливается десятилетиями, а обычное нарушение плодородного слоя почвы провоцирует термокарст – вытаивание вечной мерзлоты.

Наконец, добрались до приятного – суровые болотные ягодки. Насколько кислые, настолько же и полезные. Я лично обожаю бруснику

.



Ну и под занавес: остатки недостроенной железной дороги «на костях» «Салехард-Игарка»

Немного грустной информации по теме:
ГУЛАГ: железная дорога САЛЕХАРД - ИГАРКА (Стройка № 503)
9 января 1949 года СМ СССР принял Постановление о строительстве морского порта в Игарской протоке на Енисее и прокладке железной дороги от Салехарда до Игарки протяженностью 1300 километров. Строительство дороги поручалось НКВД СССР, которое сформировало два строительных управления: Обское № 501 с центром в Салехарде (строительство дороги с Запада до реки Пур) и Енисейское № 503 с центром первоначально в Игарке, а затем в поселке Ермаково (участок от реки Пур до Игарки).

К концу навигации 1949 года численность спецконтингента (так официально именовались заключенные) составила около 70000 человек. Вдоль трассы через каждые 5-7 километров стояли лагеря, в которых содержалось от 500 до 1500 заключенных - примерно половину их составляли осужденные по политическим статьям.
Вся трасса железной дороги проходила за полярным кругом. Лагерный режим и суровые климатические условия - летом оттаявшие болота, комары и мошка, зимой - снежные заносы и морозы до 50 градусов - делали жизнь и труд заключенных особенно тяжелыми. Однако советское руководство торопило, и заключенные укладывали до 15 км пути в месяц.
После смерти Сталина 25 марта 1953 года Правительство СССР остановило строительство. Последние заключенные были вывезены из этих мест в 1955 году.