MyReptile
My Reptile
Международный Клуб
Террариумистов
Моя рептилия

ноября 28, 2024, 18:35:07 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
На главную Начало Помощь Календарь Галерея Войти Регистрация Чат
Страниц: [1]   Вниз
Печать
Автор Тема: Представления о ядовитых змеях  (Прочитано 2889 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
MyReptile
Участник Клуба MyReptile
*****
Офлайн Офлайн

Сообщений: 0


WWW
« : мая 28, 2010, 20:47:34 »

Представления о ядовитых змеях в прошлом и настоящем.

З. Баркаган, П. Перфильев

     Изучение мифологии показывает, что в далеком прошлом были хорошо известны и опасные последствия змеиных укусов. От них погибли жена Орфея нимфа, Евридика, сын троянской царевны Лаодики, прорицатель Мопс и многие другие герои мифов и произведений античных писателей. Из-за трудности изучения ядовитых змей и страха перед ними возникали различные фантастические и суеверные представления, которые проникли не только в художественную литературу, но и в научные труды, искажая истину и мешая правильному лечению пострадавших. Вместе с тем ученые издавна пытались разгадать тайну ядовитости змей, найти эффективные способы предупреждения и лечения их укусов.
Первая дошедшая до нас подробная сводка о ядовитых животных и их укусах принадлежит перу "отца зоологии" - Аристотеля (384-322 гг. до и. э.). В его сочинениях правильно описаны некоторые змеи, их повадки и ядовитость. Однако эти описания переплетаются с фантастическими и суеверными представлениями древних греков о шеях. Так, Аристотель описывал "священную" змею, многоголовых и волосатых змей и т. д. Во многих последующих сочинениях древности и средневековья правильные наблюдения также тонут в массе фантастических выдумок и сказок (Плиний Старший, Альдрованди и др.).
В II-I веках до новой эры при дворах некоторых царей специально изучали ядовитых змей и действие их ядов. Любопытно отметить, что сами цари проявляли к этим исследованиям большой интерес, а иногда даже принимали в них личное участие. Объясняется это, видимо, отнюдь не столько любознательностью царствующих особ, сколько тем, что в те далекие времена змеи часто использовались для убийств и совершения "дворцовых переворотов". Такой способ расправы был тем более удобен, что укус змеи рассматривался как кара богов, которым и приписывалась вина за убийство.

Понтийский царь Митридат VI Эвпатор (111-63 гг. до н. э.) и его придворный врач, по свидетельству выдающегося античного врача и ученого Галена, ставили многочисленные опыты над приговоренными к смерти преступниками, которых они подвергали укусам ядовитых змей и на которых испытывали различные способы лечения. Помимо этого, сам Митридат ежедневно принимал внутрь небольшие дозы ядов, чтобы выработать к ним невосприимчивость.
Этот способ "профилактики" совершенно не эффективен, так как змеиные яды при приеме через рот разрушаются в желудке и иммунитета не вызывают.
В честь Митридата было названо сложное универсальное противоядие "Митридатиум", в состав которого входило несколько десятков веществ (опий, части различных растений и высушенные и растертые в порошок части тела змеи). Впоследствии на основе "Митридатиум" было создано другое универсальное противоядие "Терьяк", в течение многих веков применявшееся в Европе и Азии для лечения людей, пораженных ядовитыми животными. Входившие в состав этих противоядий наркотические вещества успокаивали больных и ослабляли боль, не уменьшая действия яда на организм.
Нужно сказать, что врачи древности и средневековья видели малую эффективность этих средств и особенно больших надежд на них не возлагали. В своих сочинениях они постоянно подчеркивают, что лечение помогает, "если это угодно богам", а при укусах наиболее ядовитых змей "любое лечение и даже молитвы бессильны". Важнейшими способами лечения ядовитых укусов в те далекие времена считались заговоры, молитвы, амулеты, жертвоприношения и другие ритуальные действия. Полезным средством против укусов ядовитых животных Митридат считал слюну, которую рекомендовал прикладывать к месту укуса. Митридатом и его придворным врачом были составлены "Тайные мемуары" о ядах и противоядиях, которые тщательно охранялись и содержались в глубокой тайне. Однако в 66 году до и. э. в битве при Целе мемуары были захвачены римским полководцем Помпеем и по его приказу переведены на латинский язык.
История сохранила свидетельства, что интерес к ядовитым животным проявляли египетская царица Клеопатра и последний царь Пергама - Аттал III. Хорошо известна описанная во многих произведениях версия о гибели попавшей в плен к римлянам Клеопатры от укуса змеи-аспида (кобры). Змею доставил во дворец по приказу царицы какой-то крестьянин, и Клеопатра, раздразнив ее, заставила укусить себя в руку. Выбор царицы пал на аспида не случайно. Испытывая, как и Митридат, разные яды на заключенных, она убедилась, что смерть от укуса аспида наименее мучительна и не обезображивает тела (интересно, что это полностью соответствует современным научным данным).

Среди сочинений античных авторов о ядовитых животных особого упоминания заслуживают три поэмы, написанные в 136 году до н. э. Никандром из Колофона. В одной из этих поэм под названием "Териака" повествуется о ядовитых животных, действии их ядов и лечении пострадавших. Никандр четко разграничивает гадюк и аспидов и довольно правильно для своего времени описывает картину отравления их ядами. Он приводит сведения о строении ядовитых зубов змей и дает сводку применявшихся в прошлом способов лечения отравлений. Из этой сводки видно, что эффективных методов лечения змеиных укусов Никандр не знал. Главные усилия направлялись на то, чтобы удалить яд из ранок и не допустить его распространения по организму. Однако эффективность большинства описанных Никандром способов не подтверждена современной наукой.
В I-Х веках н. э. изучение ядовитых животных и их ядов не только не сделало существенного шага вперед, но даже в значительной степени деградировало. Сочинения этого периода представляют причудливую смесь эклектических взглядов Галена, суеверных представлений древних и присущих средневековой науке схоластических умозаключений. Здесь мы встречаем пространные рассуждения о сказочных животных - драконах, василисках, крылатых и многоголовых змеях, которые оттеснили далеко па задний план действительно существующих змей.Фрагмент рукописи Джурджани «Сокровище Хорезмшаха» с описанием методов лечения ядовитых укусов.
В средние века центр изучения отравлении ядами животных перемещается па Восток - в Юго-Восточную и Среднюю Азию. Родоначальником этого направления стал выдающийся врач и естествоиспытатель Абу-Али ибн Сина (Авиценна, 980-1037 гг.). В своих трудах Авиценне не только ссылается на Гиппократа, Галена и других античных ученых, но пользуется и собственными каноническими наблюдениями.
В начале XII века существенный вклад в изучение укусов ядовитых животных внес последователь Авиценны - Зайнуддин Абу Ибрахим Джурджани. По приглашению шаха Ануш-Тегина Джурджани приехал в Хорезм, где в 1110 г. написал на таджикском языке (фарси) сочинение "Сокровище Хорезмшаха". Это своеобразная медицинская энциклопедия, состоящая из 9 книг и 4 приложений. В 6-й книге приводятся данные об укусах ядовитых животных. Джурджани делает много метких и новых наблюдений и талантливых догадок о механизме действия змеиных ядов на организм человека. Он, как и многие его предшественники, не различал ядовитых и неядовитых змей, считая, что все змеи более или менее ядовиты, по один из первых выступил против догматических воззрений последователей Галена на механизм отравления при змеиных укусах. В частности, он выступает против надуманной, но общепризнанной в то время теории, согласно которой характер отравления зависит от "темперамента" яда (холодного пли горячего). Джурджани пишет: "Змеиный яд убивает быстро не потому, что является холодным, а потому, что обуславливает в короткий срок свертывание крови в сердце". И далее: "Вредность ядов не оттого, что их натура холодная или горячая". Таким образом, Джурджани не только имел смелость выступить против общепризнанных канонов, но и первый подметил весьма важный факт, что яды некоторых змей вызывают быстрое свертывание крови в организме. Это суждение средневекового ученого полностью совпадает с данными современной науки.
Книга Джурджани выгодно отличается от других сочинений периода средневековья и тем, что в ней сравнительно мало описаний фантастических и сказочных животных, а среди методов лечения отсутствуют заговоры и талисманы. Особо эффективных способов лечения отравлений автор не знал, но он справедливо отмечает, что далеко не все отравления змеиными ядами протекают тяжело и что имеется много змей с "не очень сильным ядом". Основные лечебные рекомендации в книге Джурджани сходны с теми, какие приведены в сочинении Никандра из Колофона.
В средневековой Европе были канонизированы воззрения Аристотеля, Галена, Авиценны. Всякое инакомыслие считалось ересью и наущением дьявола. Католическая церковь жестоко преследовала передовых ученых, подвергая их пыткам инквизиции и уничтожая их книги. Учение Коперника запрещено, Христофор Колумб заключается в тюрьму, великого Галилея заставляют отказаться от своих взглядов, Джордано Бруно и Лючилио Ванини подвергаются жестокой казни, выдающийся мыслитель и ученый-медик Мигель Сервет обвиняется в ереси и сжигается на костре вместе со своей книгой. Но остановить развитие человеческого общества и науки невозможно, и именно в этот период ценой великого подчас подвижничества пересматриваются старые догмы и закладываются основы современной науки.
Значительно позже подвергается преобразованию наука о змеях и их ядах. Существенную роль в этом сыграли великие географические открытия средневековья, которые постепенно развенчали мифы о существовании в далеких заморских землях чудовищных драконов и змей и пополнили список известных ученым пресмыкающихся.
В XVIII веке выдающийся шведский натуралист и врач Карл Линней (1707-1778 гг.) создает систематику животных и обосновывает постоянство их видов, что устраняет путаницу в определении, к какому виду относить тех или иных змей. Еще раньше голландец Антони Левенгук (1632-1723 гг.) создает первый микроскоп и открывает эру изучения микроскопического строения тканей живых организмов.
Начало экспериментальному изучению ядовитых змей и их ядов положили итальянские ученые Франческе Реди и Феличе Фонтана, работавшие в г. Пизе в XVII и XVIII веках.
Вопреки мнению многих своих предшественников, Ф. Реди доказывает, что источником ядовитости является не желчь змеи, а яд, выделяющийся при укусе из чубов. Чтобы убедить в этом сомневающихся, Ф. Реди и его ученик пили в присутствии других ученых желчь гадюк.;
Значительно дальше пошел в своих исследованиях Ф. Фонтана (1730-1805 гг.). Он открывает ядовитые железы змеи, изучает с помощью микроскопа строение ядовитых зубов и обнаруживает в них ядопроводящий канал, находит проток, соединяющий ядовитые железы с зубами, впервые получает у змей чистый яд и проводит многочисленные опыты на различных животных (лягушках, птицах, мышах, кроликах, кошках, собаках) с целью установления механизма отравляющего действия змеиных ядов и отыскания способов лечения этих поражений. При этом Фонтана широко использует микроскопическое исследование крови и органов животных. Поражают удивительная тщательность и продуманность экспериментов этого ученого, а также разнообразие постановки им различных опытов в случаях получения не вполне четких результатов. Благодаря лому Ф. Фонтана смог правильно определить ряд важных особенностей действия ядов гадюк на организм: преимущественные изменения стенок кровеносных сосудов и крови, свертывающее влияние ядов на кровь, отсутствие действия ядов гадюк на ткань мозга и на нервные стволы и т. д. Попробовав змеиный яд на вкус, Ф. Фонтана устанавливает, что это вещество безвкусно и не вызывает жжения во рту и опухоли языка.
Первым специальным научным трудом по герпетологии2 была диссертация венского врача Лауренти, опубликованная в 1768 г. Фауна нашей страны впервые была описана П. С. Палласом в книге "Русско-Азиатская зоография" в 1813 году.
В 1834-1854 гг. французские ученые Дюмериль и Биброн публикуют уже многотомное сочинение с обзором всех известных в то время пресмыкающихся земного шара. В дальнейшем и в других странах публиковались фундаментальные исследования по этому вопросу.
Большой вклад в развитие науки о пресмыкающихся внесли отечественные ученые. Вслед за П. С. Палласом специальные работы по герпетологии публикуют Э. А. Эверсман (1834) и И. А. Криницкий (1837). Затем появляются книги А. А. Штрауха - создателя богатейшей коллекции земноводных и пресмыкающихся Зоологического института Академии наук СССР. Важное значение имели также труды Л. А. Лантца и особенно А. М. Никольского, опубликовавшего в 1905 г. полный обзор фауны пресмыкающихся нашей страны. Выдающуюся роль в развитии отечественной герпетологии и зоологии в целом сыграли путешествия и экспедиции Н. М. Пржевальского, А. Леманна, II. А. Северцова, А. П. Федченко, М. Н. Богданова, С. А. Лидского, Д. К. Глазунова, Г. Е. Грум-Гржимайло и многих других. Во время этих путешествий проведены основные сборы пресмыкающихся, положенные в основу их дальнейшего описания и систематизации, животные наблюдались в природных условиях, собирались данные о их полезности или вреде.
Особенно большой размах герпетологические исследования получили после Великой Октябрьской социалистической революции. В этот период было практически закончено изучение фауны пресмыкающихся СССР, составлены определители этой группы животных (П. В. Терентьев и С. А. Чернов, 1936, 1949), проведено огромное число работ по изучению географического распространения, образа жизни, повадок, питания и размножения ядовитых и неядовитых змей. Эти исследования окончательно сорвали покров таинственности с указанных животных, рассеяли многие ошибочные представления и легенды.
В конце прошлого и в начале текущего столетия быстрыми темпами развивается изучение свойств, состава и механизма отравляющего действия змеиных ядов, подробно исследуются болезненные явления, вызываемые этими ядами, разрабатываются новые эффективные способы лечения отравлений. В наше время успешно изучаются составные части змеиных ядов, определяются их химические, ферментативные и токсические свойства, ведутся изыскания по использованию этих сложных соединений в химии и медицине. При исследованиях широко используются новейшие достижения химии, физики, биологии и медицины, применяется современная научная аппаратура.
Начало этому новому этапу в изучении, змеиных ядов положили труды таких выдающихся ученых, как Клод Бернар, А. Кальметт и Ц. Физалн. Последние разработали способы получения из крови . животных противозмеиных сывороток (1898-1905 гг.). Это выдающееся открытие спасло жизнь многим, десяткам тысяч людей, пораженных змеиными ядами. В 1922 г. М, Физали обобщает в двухтомной монографии сведения о ядовитых животных и их ядах.
Большой вклад в изучение ядовитых животных и их токсинов внесли крупнейший советский биолог и паразитолог академик Е. Н. Павловский и его многочисленные ученики и последователи. Эти данные обобщены в широко известных монографиях Е. Н. Павловского, опубликованных в 1927, 1931 и 1942 гг.
В течение последних ста лет в разных странах создаются специальные институты и лаборатории с питомниками змей, где проводится систематическое изучение змеиных ядов и изготовление противозмеиных сывороток. За рубежом наиболее известны Институт Бутантан в г. Сан-Пауло (Бразилия), а также лаборатории специальных институтов в Каузали и им. Хавкина в Индии, в пастеровских институтах Парижа и Алжира.
В нашей стране изучение ядовитых змей и их ядов проводится в Зоологическом институте Академии наук СССР (Ленинград), в Академии наук Узбекской ССР (Ташкент), в I Московском, Алтайском, Таджикском и Туркменском медицинских институтах, а также в научно-исследовательских и медицинских учреждениях Азербайджана, Армении и других республик.
Первые серпентарии (питомники для содержания змей в неволе) были созданы в 1935-1936 гг. в Ташкенте (Б. В. Пестинский, Н. Н. Компанцев) и в Сухуми (Е. Н. Павловский, П. П. Перфильев). В 1960 г. большой змеепитомник с обширными вольерами создан в г. Ташкенте при отделе по изучению ядовитых змей и их ядов Академии наук Узбекской ССР (О. П. Богданов). Второй питомник развернут в г. Термезе.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
Печать
Перейти в:  

MyReptile 2006-2018
Powered by SMF 1.1.15 | SMF © 2006-2011, Simple Machines