СОДЕРЖАНИЕ ЗМЕЙ В НЕВОЛЕ И ПОЛУЧЕНИЕ ИХ ЯДА З. Баркаган, П. Перфильев Отлов змей проводится для научных исследований и получения змеиных ядов, которые необходимы для приготовления реактивов и лекарственных средств. Охота за змеями требует определенных навыков, знания мест скопления, образа жизни и повадок этих животных. Малейшая оплошность, особенно при ловле наиболее опасных южных змей, может привести к несчастному случаю. Поэтому такой охотой не следует заниматься людям, не имеющим специальной подготовки и плохо знающим этих пресмыкающихся. Особенно опасно, когда ловлей змей по собственной инициативе занимаются дети. Они менее осторожны, чем взрослые, чаще подвергаются змеиным укусам и значительно хуже переносят отравления змеиным ядом. Поэтому нельзя разрешать детям охотиться на змей и содержать этих животных в биологических кабинетах школ и других детских учреждений.
Первые большие экспедиции за ядовитыми змеями были предприняты в нашей стране в 30-х годах, в период организации змеепитомников в Ташкенте и Сухуми. В послевоенные годы отлов змей значительно расширился и стал постоянным промыслом. Резко возросла и эффективность отлова. Это связано с лучшим знанием мест обитания змей, их образа жизни и наиболее удобных сроков отлова. В настоящее время опытные ловцы, число которых также значительно увеличилось, нередко добывают за один день по 50 и более гюрз, эф, гадюк и других змей.
При ловле змей и получении от них яда надо работать уверенно, спокойно, быстро и продуманно, не отвлекаясь от дела ни на секунду и все время внимательно следя за головой змеи. Если человек не уверен в себе, испытывает страх или нерешительность,ему работать с ядовитыми змеями нельзя.
Получение змеиного яда.Фото nature.com Охотники должны носить высокие сапоги, так как в подавляющем большинстве случаев змеи наносят укус в ногу ниже колена. Руки должны быть без перчаток, поскольку последние нарушают осязание. Кроме того, толстые перчатки сковывают движения пальцев и мешают надежному обхвату змеи, а тонкие не могут защитить от укуса.
Мелких и средней величины змей захватывают длинным ветеринарным пинцетом или специальными щипцами. Более крупных придавливают к земле раздвоенной на конце палкой или носком сапога, другой палкой плотно прижимают голову змеи к почве и лишь после этого берут змею за шею сразу же за годовой большим и указательным пальцами. Захваченную рукой змею поднимают с земли и хвостом вниз опускают в холщовый мешок, который плотно завязывают. Кобру удобнее всего ловить ременной петлей скользяще-, го типа. Для этого сбоку к концу палки или алюминиевой трубки прикрепляют ремень из мягкой кожи, свободный конец которого проводится через закрепленные на палке скобы или через отверстие трубки к рукоятке. Двигая ремень за свободный конец, петлю можно увеличивать и суживать. Когда кобра принимает позу угрозы, ее удобно захватить петлей за голову. Пойманную змею сразу же поднимают над землей и быстро схватывают рукой за шею. .
В неволе змей содержат в специально оборудованных террариумах. Последние обогреваются электрическими лампочками и снабжены градусниками. Для субтропических змей оптимальная температура равна 25-30°, для змей умеренного пояса - 15-25°. В террариумах должны быть такие же суточные колебания температуры, какие наблюдаются в природных условиях (от 5 до 15°). Постоянная температура действует на змей пагубно. В клетках устанавливаются плоские ванночки с водой, в которых животные охотно купаются. Кормят змей один раз в 3-4 дня белыми мышами, бракованными цыплятами, воробьями, прямокрылыми насекомыми (саранчой, сверчками, кузнечиками и др.), лягушками. Сытые змеи почти не передвигаются и днями лежат совершенно неподвижно, голодные - проявляют беспокойство, высоко поднимаются по стенкам клеток, падают, поднимаются вновь и т. д.
В прошлом в Сухумском питомнике, а ныне в Ташкенте и Термезе змеи размещены и в открытых вольерах, т. е. на отгороженных специальной оградой участках земли, где созданы условия близкие к тем, в каких обитают животные на воле. В вольерах змеи живут дольше, чем в клетках.
Но вообще ядовитые змеи плохо переносят неволю, поэтому-то они и отсутствуют в большинстве зоопарков. Лучше к клеточному содержанию приспосабливаются гюрзы, живущие в неволе до двух и более лет, хуже - песчаные эфы (продолжительность жизни в клетках до б месяцев) и степные гадюки (в клетках живут до 3-4 месяцев, в вольерах - до 1,5 лет). Повторное взятие яда сокращает продолжительность жизни змей в неволе. Лучше к неволе привыкают змеи среднего размера и возраста, выловленные в осеннее время (О. П. Богданов). Таким образом, змеепитомники постоянно нуждаются в пополнении.
Охота на змей ведется все в больших и больших масштабах, что объясняется быстро растущей потребностью в змеином яде. Между тем, численность змей постоянно сокращается. Это обусловлено не только их выловом, но и уменьшением площади необрабатываемых земель, гибелью большого числа змей во время пахоты и механической сеноуборки, а также часто Совершенно неоправданным уничтожением этих пресмыкающихся людьми. Следует помнить, что "кладовая природы" не неисчерпаема, и необдуманное уничтожение змей там, где в этом нет необходимости, приносит только вред.
Для получения яда змею схватывают за шею непосредственно за головой- При этом змея широко разевает пасть, в которую быстрым движением вставляют край фарфоровой чашечки или стаканчика так, чтобы ядовитые зубы прилегали к внутренней поверхности сосуда. Из ядовитых Зубов в чашечку стекает яд. Для более полного опорожнения ядовитых желез дополнительно массируют пальцами места расположения ядовитых желез - то сдавливая, то отпуская заглазничные области.
Хорошее опорожнение ядовитых желез можно вызвать и электрическим током. Для этого, после прижатия верхней челюсти змеи к краю стаканчика, к слизистой оболочке пасти прикладывают с помощью специального пинцета два электрода, к которым поступает ток напряжением в 6-8 в. Этот способ более удобен, быстр и менее травмирует змею. В настоящее время им широко пользуются в Ташкентском змеепитомнике. Вся процедура взятия яда в руках опытных специалистов длится не более одной минуты.
Полученный яд сушат при низкой температуре либо в специальных герметично закрытых сосудах с поглотителем паров, либо в вакууме. Еще лучше сразу же замораживать яд до -20°, а затем высушивать в замороженном состоянии (лиофильная сушка).
Количество яда определяется по весу сухого остатка. Этот вес в среднем в 5 раз меньше исходного веса жидкого яда. Количество яда зависит от размера змеи, от внешней температуры, от частоты взятия яда и от предшествующего расхода его на умерщвление добычи. Крупные змеи дают значительно больше яда, чем мелкие. Так, например, от мелких гюрз с длиной туловища (без хвоста) 38 см удается получить в среднем около 10 мг сухого яда, а от крупных с длиной туловища 130-140 см - 251 мг (О. П. Богданов). Змеи, находящиеся в тепле, дают больше яда, чем охлажденные. При частом взятии яда или кормлении змей незадолго до сроков его получения выход этого продукта также уменьшается. Кроме того, частое добывание яда неблагоприятно оказывается .на состоянии змей, сокращает продолжительность их жизни в неволе. Лучшие результаты дает взятие яда через каждые 20 дней с прекращением кормления змеи за 3-5 дней до этой процедуры.
Следует учесть, что при естественном укусе змея вводит в жертву не весь имеющийся у нее запас яда, а только некоторую часть его. Согласно нашим опытам, истощение запаса яда в железах наступает лишь после 4-7 следующих друг за другом укусов. При этом значительное уменьшение количества вводимого яда наступает лишь при третьем-четвертом укусе. Интересно, что расход яда при первых укусах зависит от величины жертвы или врага змеи. Более крупным животным (собакам, кошкам, кроликам) змея при укусе вводит больше яда, чем мышам или лягушкам. Соответственно и истощение запасов яда в железах при укусах крупных животных происходит быстрее. Так, если в опытах с кроликами значительное уменьшение количества вводимого яда происходит после 3-4 укусов, а полное опорожнение ядовитых желез - на 6-7 укусе, то при замене кроликов мышами резкое уменьшение количества вводимого яда наступает при 9-10 укусе, а полное истощение запаса яда - на 13-22 укусе (Е. Кохва). В десяти наших опытах с собаками гюрзы вводили при первом укусе около 55-65% всего яда, а после второго-третьего в железах змей оставалось лишь 6-12% яда. Следует однако отметить, что в отдельных случаях бывают неудачные и "ложные" укусы, когда змея расходует очень мало яда или совсем не вводит его в жертву. Такие "ложные" укусы могут быть первыми или вклиниваются между двумя полноценными. Описаны подобные случаи и при нападении ядовитых змей на людей. Мы наблюдали одного пострадавшего (биолога), у которого после укуса гюрзы не было ни местных, ни общих признаков отравления. О ряде таких же случаев, касающихся укусов американских гремучих змей, сообщает X. Парриш (США, 1959). Это же можно наблюдать и в лабораторных условиях при проведении опытов со змеями и другими лабораторными животными. О подобных случаях нужно знать, так как они нередко используются знахарями для наглядной демонстрации "эффективности" примененных ими методов лечения.