Ложноногие змеи, к которым относятся удавы и питоны, все чаще содержатся в условиях неволи: в коллекциях зоопарков, клубов юннатов Дворцов и домов детского и юношеского творчества, а также – в домашних зоологических уголках. Во всех этих случаях учитель биологии может организовать исследовательскую работу школьников, нацеленную на изучение внешнего облика, процесса линьки и особенностей поведения этих своеобразных животных.
Очевидно, что преподаватель должен владеть объективной информацией о ложноногих змеях, а также – иметь «под рукой» инструкции для учащихся, которые могут направить деятельность юного исследователя в нужное русло. Все это школьный учитель найдет в данной статье, написанной педагогом-биологом, длительный срок содержавшим удавов и питонов в своей квартире и проводившим разнообразные наблюдения за ними.
Семейство Ложноногие включает в себя самых крупных из современных змей – анаконду и сетчатого питона. Ложноногие имеют рудименты задних конечностей, обычно выступающие в виде заметных коготков по бокам анального отверстия, за что эти змеи и получили свое название. У них сохранились рудименты всех трех тазовых костей и бедер. Змеи этой группы, как правило, имеют оба легких, хотя правое и длиннее левого. Кости верхней челюсти подвижны; обе челюсти снабжены прочными, загнутыми назад зубами. Мускулатура туловища очень мощная, что связано со способом умерщвления добычи путем удушения кольцами тела.
Окраска змей самая разнообразная, часто очень пестрая, но в природных условиях всегда покровительственная, что помогает этим животным при выслеживании добычи и охоте из засады. Среди ложноногих есть и гиганты – длиной до 10 м, и карлики, не превышающие 0,5 м. Распространены ложноногие в тропиках и субтропиках всех континентов, в самых разнообразных местах обитания – от болотистых лесов Амазонки до безводных пустынь Средней Азии[1].
ОБЫКНОВЕННЫЙ УДАВ (Boa constrictor)
Из крупных змей в неволе чаще всего содержат и разводят обыкновенных удавов. Эта довольно крупная (до 3 м.), красивая змея широко распространена от юга Мексики через всю Центральную Америку вплоть до Аргентины, населяет она также Малые Антильские острова [3]. Поскольку ареал змей этого вида очень обширен, в природе встречается много его цветовых разновидностей. Например, особи из Аргентины, то есть из холодных районов ареала, окрашены темнее: такая пигментация помогает коже удава поглощать больше тепла. Краснохвостые обыкновенные удавы водятся на севере Южной Америки [4].
На территории своего обширного ареала обыкновенный удав предпочитает селиться в сухих местах, но всегда поблизости от воды. Змея одинаково активна как на земле, так и в нижнем ярусе леса, где охотится на птиц и мелких млекопитающих [3].
Обыкновенный удав не избегает также и освоенныхземель, часто встречается близ человеческого жилья, где охотится на грызунов и ящериц. В некоторых районах он даже почти «одомашнен» - местные жители держат удавов домах и амбарах, и те исправно ловят крыс и мышей. Пищевой рацион удавов в природе очень разнообразен: ящерицы, грызуны (агути, пака), сумчатые (опоссумы), птицы (утки, голуби) и многие другие мелкие животные. Отмечено, что нередко при виде добычи удавы совершают кончиком хвоста легкие червеобразные движения, приманивая таким образом мышей, ящериц или птиц. На острове Тринидад обыкновенный удав избрал объектом охоты завезенных туда мангустов. На него возлагались большие надежды в этом отношении, поскольку чинимый там мангустами вред превысил ожидаемую от них пользу [1]. Молодые особи предпочитают держаться на деревьях, взрослые чаще встречаются на поверхности почвы [2]. Более активны эти змеи по ночам – в природе они выходят на охоту именно в это время суток [4].
Для содержания обыкновенного удава требуется просторный террариум горизонтального типа, но с удобными ветвями, просторным бассейном. Как правило, обыкновенные удавы очень спокойны и не нуждаются в укрытии. Оптимальная температура содержания удавов 25-32 градуса С днем и 20-22 градуса С ночью. В неволе змеи охотно поедают мышей, крыс, морских свинок, хомяков, кроликов и цыплят [3]. Чтобы избежать заражения сальмонеллезом, не рекомендуется скармливать змеям голубей. Здоровые змеи прожорливы и легко жиреют, что негативно сказывается на их способности к размножению. Если удавов часто брать на руки, они быстро привыкают к хозяевам. Дикие особи могут бросаться на человека с открытой пастью, а также применять свой излюбленный прием – удушение [2].
С размножением обыкновенного удава нет сложностей. Если змеи здоровы, они после подготовки (снижения температуры до 18 градусов С, укорочения длительности светового дня до 6-8 часов) или даже без нее спариваются в феврале-марте. Молодые в количестве до 60, имеющие длину от 35 до 50 см, появляются на свет через 150-210 дней после первого спаривания [3]. Самка откладывает яйца с тонкой оболочкой, из которой почти сразу выходит молодая змейка. Она связана с желточным мешком пуповиной. Если через некоторое время пуповина не будет перекушена, ее надо перерезать острыми ножницами (остаток через несколько дней отсохнет). Змейке, которая не может прорвать яйцевую оболочку, тоже нужно помочь. Некоторые террариумисты рекомендуют купать новорожденных, чтобы очистить их от яйцевой слизи [2].
Линяют они первый раз через 1-3 недели после рождения. С выращиванием молодняка нет проблем. Сразу после первой линьки удавы начинают есть мышей, растут быстро и к 3 годам достигают половой зрелости [3]. Удавы живут в неволе около 10 лет, но иногда и значительно дольше – до 23 лет [1]. Максимальный зарегистрированный в неволе возраст 30 лет [2].
Мой личный опыт содержания обыкновенного удава в домашнем террариуме позволил обратить внимание на некоторые интересные аспекты поведения этого животного. Молодой быстро растущий удав иногда принимал пищу с интервалом в 1-2 дня (съедая по одной мыши). Это необычно, поскольку считается, что на второй-третий день после кормления животное активно переваривает пищу, и его аппетит при этом подавлен.
Монгольские песчанки, которых я иногда использовал в качестве кормовых грызунов, кусали удава, и поэтому он не всегда решался на них нападать. Во время охоты, при совершении броска на добычу, рептилия иногда промахивалась (чаще – будучи не слишком голодной). Если первые попытки нападения были неудачны – удав затем долго подкрадывался к свой будущей жертве (иногда этот процесс занимал 15-30 минут). Приблизившись к грызуну почти вплотную, рептилия совершала мгновенный бросок, который в этом случае всегда заканчивался для нее успешно.
Обычно змея ограничивалась одним кормовым животным, но были случаи заглатывания двух мышей подряд за одно кормление. У сытого удава, как правило, какие-либо проявления двигательной активности отсутствовали. При регулярном кормлении удав почти все время проводил в неподвижности. Активно питавшееся животное за 8 месяцев (с августа по апрель) выросло с 70 см до 1 метра и 60 см. Даже будучи полутораметровым, удав принимал пищу регулярно, каждые 7-10 дней. Рептилия почти ежедневно бралась мною на руки (за исключением первых 3-4 дней после кормления). Она была очень ручной и ни разу не укусила своего хозяина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банников А.Г., Даревский И.С., Денисова М.Н. и др. Жизнь животных. Т.5. – М.: Просвещение, 1985. – 399 с.
2. Гуржий А.Н. Ваш террариум. – М.: Аквариум-Принт, 2006. – 144 с.
3. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели. - М.: Лесная промышленность, 1991. – 349 с.
4. Олдертон Д. Экзотические домашние животные: Энциклопедия. - М.: ООО Издательство Росмэн-Пресс, 202. – 256 с.
АВТОР СТАТЬИ
Александр Вадимович КУЛЕВ, академик Российской экологической академии, профессор Российской академии естествознания