Анамнез: в течение месяца животное не проявляет активности, отказывается от корма и воды.
На первичном приеме: змея вялая, апатичная, рефлексы нарушены или отсутствуют, кахексии и каких-либо патологических изменений со стороны внутренних органов не выявлено.
Манипуляции: принято решение произвести прогрев террариума до 30-32 градусов Цельсия, с целью усилить метаболизм и обострить тем самым текущую патологию.
Спустя 10 дней, 22.10.2014, змея поступает на повторный прием с ярко выраженной мозговой симптоматикой: реакция зрачков неодинакова, змея дезориентирована в пространстве, болевые рефлексы частично нарушены.
На рентгенографическом снимке выявлен полный поперечный перелом первого шейного позвонка со смещением, повреждено основание черепа и (возможно) второй шейный позвонок, мозговое вещество отечно (отмечено стрелками).
Клиническая картина обусловлена, по всей видимости, нарушением мозгового кровообращения вследствие перелома позвонка, механического ущемления окружающих сосудов и нервов, и нарастающим отеком окружающих тканей.
В данных условиях, учитывая размеры пациента и расположение оперативного доступа, проведение хирургического вмешательства слишком рискованно и нецелесообразно. Принято решение об иммобилизации змеи и назначение курса следующих препаратов: преднизолон, мильгамма, церебролизин, лазикс. Суть назначенной терапии состоит, в первую очередь, в попытке устранения отека, усиления обменных процессов и улучшения трофики головного и спинного мозга. Иммобилизация же должна способствовать образованию прочной костной формации на месте поврежденного позвонка.
2 снимок – 12.11.2014. На рентгене видно, что на месте перелома начали образовываться участки консолидации костей, отечность мозга и окружающих тканей несколько уменьшилась. На осмотре животное проявляет признаки активности, активнее пользуется языком, имеется тенденция к восстановлению болевой чувствительности на всем протяжении туловища, зрачковый рефлекс остается нарушенным справа. Назначен повторный курс церебролизина и мильгаммы.
3 снимок – 7.12.2014. На рентгене визуализируется плотная область сращения обломков позвонка. Судя по плотности, и состоянию окружающих тканей, перелом находится в фазе активного формирования костной мозоли. Часть нагрузки по снабжению места перелома и центральной нервной системы, по всей видимости, берут на себя вспомогательные сосуды шеи, образуются новые коллатерали кровяного русла. На осмотре животное активно, дезориентация сохраняется, но восстанавливается, хотя и слабо, двигательная активность. Рефлексы частично присутствуют. Животное начинают кормить малыми кормовыми объектами.
Назначается очередной курс церебролизина, преднизолона и мильгаммы.
4 снимок – 18.01.2015. На рентгене видна полная репозиция обломков позвонка, области сращения адекватные, плотные. Мозговые структуры практически полностью восстановлены. Животное активно, передвигается самостоятельно, ориентируется в пространстве, рефлексы частично нарушены. Со слов владельца, имеется тенденция к восстановлению нормальной жажды, пищевого рефлекса. Параллельно с курсом все тех же препаратов назначаются физиопроцедуры в виде активного купания. Кормление принудительное, небольшими кормовыми объектами.
5 снимок – 29.03.2015. На снимке видно полное восстановление всех костных структур в месте перелома. К этому времени был проколот еще один курс препаратов церебролизин, преднизолон и мильгамма, далее были устроены «медикаментозные каникулы» более чем на полтора месяца. Со слов владельца, животное пытается самостоятельно охотиться, хотя и не всегда успешно, поэтому кормление все еще принудительное. Двигательная активность адекватная, тонус скелетный мускулатуры еще слабый, но имеется тенденция к стабильному улучшению. Остальные рефлексы восстановлены почти полностью.
Сейчас пациент продолжает идти на поправку, из терапии предложен упрощенный курс того же церебролизина и мильгаммы, змею чаще выпускают «погулять» и купают, разрабатывая тем самым частично дистрофированные мышцы.
Прогноз – благоприятный, при соблюдении условий диеты и физиопроцедур. Скорее всего животное сможет восстановиться на 90-95% от изначального состояния.
Таким образом хочется отметить, что хирургическое вмешательство у рептилий не всегда оправдано, учитывая их высокую способность к регенерации. Такой случай в моей практике был впервые, но, имея в арсенале средства визуальной диагностики, современные препараты и ответственных владельцев, можно и нужно спасать даже таких, казалось бы, безнадежных пациентов.
PS: господа админы, не бейте, но вроде это надо перенести в случаи из практики, я как-то поздно осознал.